Дефицит внимания у детей лечение


Синдром дефицита внимания у детей школьного и дошкольного возраста: симптомы

За последнее десятилетие увеличилось количество заболеваний, обычно называемых гиперактивностью, а по-научному: синдром дефицита внимания у детей. Как понять: малыш болен или педагогически запущен?

Описание патологии

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) — медицинский диагноз, определяется как неврологическо-поведенческое расстройство развития. Характеризуется трудностями сосредоточения, чрезмерной двигательной активностью, пренебрежением принятыми общественными нормами, агрессивностью, неспособностью контролировать эмоции.

Первые признаки появляются в дошкольном детстве, однако по утверждению Американской Ассоциации Психиатров, постановка диагноза разрешается только с двенадцатилетнего возраста. Согласно исследованию 2006 года, заболевание имеют 3–5% населения Америки, включая взрослых.

Способ лечения неврологической причины расстройства не найден. У 30% детей с возрастом проходят симптомы, или дети приспосабливаются к ним. В случае неприспособленности наблюдается снижение интеллектуальных способностей и восприятия информации. Существуют методы коррекции поведенческого отклонения.

С 70-х годов прошлого века идут споры относительно реальности этой болезни. Множество общественных деятелей, политиков, врачей и родителей считают её фикцией. Комитет по правам ребёнка ООН подтвердил увеличение случаев ошибочной диагностики и рекомендовал дополнительные исследования методов распознавания СДВГ.

Расстройство делится на 3 типа:

  1. Собственно дефицит внимания (СДВГ — ДВ). Трудности концентрации и запоминания.
  2. Гиперактивность и импульсивность (СДВГ — ГИ, СДВГ — Г). Наблюдаются двигательная расторможенность, неусидчивость, необдуманность поступков.
  3. Смешанный тип (СДВГ — С). Сочетание трёх признаков.

Симптоматика недуга

Часто гиперактивными называют детей, не имеющих этого заболевания. Причина кроется в том, что признаки расстройства в небольшом проявлении присущи детскому возрасту: непоседливость, трудность в концентрации внимания при слабой мотивации, торопливость. А при недостатке воспитания они имеют свойство обостряться. Возможно, это является причиной врачебной или родительской ошибки.

Согласно установленным в 2007 году правилам постановки диагноза СДВГ:

  • Диагностика поведения должна проходить минимум в двух средах пребывания (школа – дом – кружок) ребёнка старшего школьного возраста;
  • Необходимо длительное наблюдение для определения устойчивости симптомов (минимум полгода);
  • Если развитие ребёнка отстаёт от сверстников;
  • Нарушению поведения сопутствуют сложности обучения и общения.

Основные признаки заболевания

Рассеянность:

  • Ребенку трудно удерживать внимание на задании, заниматься деятельностью, требующей долгой концентрации, он легко отвлекается.
  • Часто старается избежать выполнения поручений, связанных с длительным умственным трудом (помощь по хозяйству, школьные домашние задания).
  • Сложно самостоятельно организовать осуществление какой-то деятельности.
  • Часто теряет нужные вещи, рассеян.
  • Не может концентрироваться на деталях.

Импульсивность — недостаточное управление действиями при выполнении инструкции. Важный симптом, сопровождающий дефицит внимания у детей:

  • Быстрая реакция на реализацию задания при игнорировании или недооценке сопутствующих указаний.
  • Неумение предвидеть плохие последствия своих действий или обстановки.
  • Стремление произвести впечатление на окружающих (особенно сверстников) опасными для их здоровья и жизни поступками (частые отравления, травмы).

Гиперактивность:

  • Двигательная расторможенность. Постоянно скачет, ёрзает на стуле, вертится.
  • Ребенку трудно усидеть на одном месте, когда это необходимо. Во время уроков бегает по классу.
  • Громко играет, разговорчив.

Симптомы СДВГ проявляются, начиная со старшего дошкольного возраста. Ребёнок непоседлив, делает много бесцельных движений, бесцеремонно перебивает взрослых. Сложно усадить кроху заниматься подготовкой к школе. Под маминым нажимом усевшись за уроки, постоянно отвлекается.

У детей школьного возраста возникает проблема с усвоением материала вследствие низкой способности к сосредоточению. Успеваемость ниже среднего, сложности во взаимоотношениях со сверстниками. Провести урок в классе, где присутствует ребёнок с дефицитом внимания, трудно. Он постоянно отвлекает других, крутится, перебивает учителя, торопится выполнить задание. Книжки, тетрадки забываются в классе. Несмотря на расторможенное поведение, младшие школьники не проявляют агрессивности.

Подростковый возраст видоизменяет симптомы. Внешняя импульсивность переходит во внутреннюю тревожность, суетливость. Неспособность самостоятельно планировать время и организовать деятельность приводит к безответственности. Слабая успеваемость и проблемы в общении с одноклассниками влияют на самооценку, что приводит к депрессивному состоянию, вспыльчивости. Стремление занять значимое положение среди сверстников может толкать на необдуманный риск, часто заканчивающийся травмами и ушибами.

Если подросток не перерастает заболевание, оно переходит во взрослый возраст. Сохраняются эмоциональная нестабильность, раздражительность. Хроническая непунктуальность, забывчивость, неумение доводить начинания до конца, высокая чувствительность к критике делают из него плохого работника. Низкая самооценка препятствует реализации потенциала. Люди, страдающие этим недугом, нередко находят отдушину в разнообразных зависимостях: алкоголь, наркотики. Если не займётся саморазвитием, рискует оказаться на дне жизни.

Причины патологии

Специалистами пока точно не установлены провоцирующие факторы возникновения СДВГ. Предположительными называют:

  • Генетические предпосылки. Предполагается, что расстройство является врождённым и связано с нарушением работы центральной нервной системы. Именно в этом видят учёные неврологический корень заболевания.
  • Ухудшающаяся экология. Отравление воздуха выхлопными газами, загрязнение воды вредной бытовой химией.
  • Особенности течения беременности. Инфекционные и хронические заболевания матери, употребление алкоголя, курение.
  • Осложнения во время родов: долгие, стремительные, стимулирование родовой деятельности, интоксикация наркозом, обвитие пуповиной плода.
  • Болезни в первый год жизни, сопровождающиеся высокой температурой, и приём сильнодействующих лекарств.

Методы диагностики

Медицинская общественность полвека ведёт споры об эффективных способах распознавания СДВГ. Учёные канадского Университета Макмастера подтвердили, что на сегодняшний день отсутствуют специальные тесты или медицинское оборудование, напрямую диагностирующее СДВГ. К тому же критерии диагностики заболевания менялись за время существования диагноза и отличаются в разных странах.

Американские психиатры используют две шкалы: Коннорса и Йеля-Брауна, предлагающие родителям или преподавателям оценить поведение ребёнка по характерным для расстройства параметрам: невнимательность, гиперактивность и импульсивность. Однако специалисты, выступающие с критикой методов постановки диагноза, утверждают, что оценка поведения по этим шкалам слишком предвзята, а критерии диагностики настолько расплывчаты, что возможно поставить СДВГ любому здоровому ребёнку с «неудобным» поведением.

Во избежание врачебной ошибки необходима консультация нескольких специалистов, включая педиатра, психолога и детского невропатолога. Потребуются дополнительные медицинские обследования: МРТ головного мозга, допплерография, ЭЭГ, которые будут являться основой постановки психиатром диагноза СДВГ.

Лечение недуга

Для коррекции дефицита внимания у детей необходим комплексный подход, включающий искоренение нейропсихологических и поведенческих проблем. Учитывая особенности и тип СДВГ ребёнка, подбирается личная программа реабилитации. При своевременном обращении к специалисту и проведении лечения возможно уменьшение симптомов СДВГ вплоть до выздоровления.

Медикаментозная терапия

Необходимо отметить, что назначение фармакологической коррекции приемлемо в случае, когда восстановление когнитивных функций невозможно достичь немедикаментозным лечением.

Принятие лекарственных препаратов для улучшения работы мозга у детей с дефицитом внимания — достаточно распространённая практика в США. Медикаменты делятся на несколько групп:

  1. Психостимуляторы (Риталин (метилфенидат), Амфетамин, Дексамфетамин). Оказывают мощное стимулирующее действие на центральную нервную систему: улучшают концентрацию, снижают проявления импульсивности. В США распространено использование Риталина для лечения СДВГ, хотя нет доказательств результативности применения. Многие специалисты считают его спорным, поскольку при долгосрочном принятии Риталин приводит к развитию психозов, параноидальных и шизофренических склонностей (зрительные и слуховые галлюцинации, агрессивность), вызывает привыкание. Австралийское исследование, охватившее 2868 семей и длившееся 20 лет, показало неэффективность лечения СДВГ психостимуляторами. В ряде стран, включая Россию, метилфенидат (Риталин) запрещен.
  2. Антидепрессанты: Имипрамин, Тиоридазин, Дезипрамин. Существенно улучшают внимание, снижают гиперактивность, но дают побочные эффекты на физическое здоровье при долгосрочном применении.
  3. Ноотропные препараты (Ноотропил, Церебролизин, Пирацетам). Нейрометаболические стимуляторы, воздействующие на кору головного мозга и повышающие когнитивные процессы. Считаются малоопасными психофармакологическими препаратами, но могут давать осложнения. Широко используются в государствах постсоветского пространства.

Существенным недостатком медикаментозной терапии СДВГ является краткосрочность результатов лечения: состояние ребёнка улучшается только во время принятия препарата и совершенно не оказывает влияние на выздоровление. Употребление психостимуляторов подростками с дефицитом внимания развивает склонность к принятию наркотических средств.

Нефармакологическая терапия

Лечить СДВГ можно без применения лекарственных препаратов. Существуют два нелекарственных метода коррекции неврологической стороны расстройства:

  1. Нейропсихологический подход. Утверждает, что определённые физические упражнения влияют на работу корковых структур мозга, активизируют, наполняют энергией психические процессы. Основывается на учении А.Р. Лурии о «нейропсихологической петле развития». Данное сопровождение детей с дефицитом внимания помогает формированию самоконтроля, произвольности, повышению эффективности обучения.
  2. Синдромный метод. Восстановление повреждённого при родовых травмах шейного отдела позвоночника, которое нормализует кровоснабжение головного мозга.

Помимо вышеописанных методов лечения, специалисты рекомендуют:

  • Занятия йогой, медитации. Помогают расслабиться, снижается импульсивность, улучшается кровоснабжение всего тела, включая головной мозг.
  • Специальная диета. Исключение сахара, аллергенов, кофеина.

Коррекция поведения при СДВГ состоит из следующих методов:

Когнитивная психотерапия — самое эффективное лечение, использующееся в коррекции душевных расстройств (неврозов, фобий, депрессий). Помогает успешно социализироваться детям с дефицитом внимания, имеющим проблемы в общении со сверстниками. Импульсивность вместе с недостатком умений взаимодействовать приводит к отторжению, усугубляющему изоляцию.

Терапия включает личные и групповые занятия. Тренировки навыков общения помогают развить такие коммуникативные способности: умение строить отношения, решать конфликты, понимать других, контролировать отрицательные эмоции. Для успешного усвоения навыков необходимо посетить минимум 20 занятий группы, состоящей из 6–8 человек. Личная когнитивно-поведенческая терапия избавляет от неэффективных шаблонов действий и мышления. Помогает детям с дефицитом внимания закрепить нужное поведение.

  • Семейная психотерапия. Обязательно должна присутствовать при лечении СДВГ у детей. Проводится со всей семьёй. Родители встречаются со своим чувством вины за «не такого» ребёнка, учатся правильно реагировать в разыгрываемых жизненных обстоятельствах.

Советы мамам и папам

При синдроме дефицита внимания у детей лечение должно объединить врачей, родителей и учителей. Наибольшая нагрузка ложится на семью, члены которой должны хорошо владеть информацией касательно особенностей и методов лечения СДВГ, создать дома условия, способствующие выздоровлению ребёнка:

  • Любовь. Проявляйте нежность, заботу. Малышу необходимо чувствовать поддержку близких.

Важно! Чувство жалости – плохой союзник. Не освобождайте школьника от разнообразных домашних дел, подпитывая его статус «особенного». Он начнёт жалеть себя, что отрицательно скажется на динамике лечения.

  • Уверенность в своих силах. Низкая самооценка – частый спутник СДВГ. Подчёркивайте успехи вашего чада, игнорируйте неудачи. Находите повод похвалить. Помните: дети с дефицитом внимания очень чувствительны к критике.
  • Режим. Вместе напишите распорядок дня и следите за соблюдением. Помогает справиться с забывчивостью.
  • Самоорганизация. Научите школьника составлять список дел, перечень вещей, необходимых в поездке, покупок. 
  • Сохраняйте спокойствие. Такие дети впечатлительны, изменение настроения родителей плохо сказывается на них.
  • Занятия спортом считаются идеально подходящими для страдающих дефицитом внимания, поскольку дают возможность выплеснуть двигательную активность в полезном русле. Приучают к упорядоченности, дисциплине.
  • Отдых. Планируя день, обязательно выделяйте время отдохнуть. Переутомление усиливает признаки заболевания. Следите, чтобы ребёнок рано ложился спать.
  • Давайте посильные поручения. Понятно объясняйте, ставьте чёткие цели, учитывая возрастные возможности.
  • Наказывать проступки. Нельзя оставлять безнаказанным плохое поведение. Ругайте действие, не ребёнка. Делайте это мягко, но непоколебимо.

Совместными усилиями можно скорректировать поведение ребенка, помочь выздоровлению.

pups.su

Синдром дефицита внимания у детей, или как воспитывать гиперактивного ребенка?

Главная / Наши дети

Синдром дефицита внимания – как справиться с гиперактивным ребенком?

Капризные, непоседливые дети для родителей и педагогов сущее наказание. Им сложно не только вести себя тихо на занятиях, но и просто спокойно сидеть на одном месте. Они болтливы, несдержанны, меняют настроение и вид деятельности чуть ли не каждую минуту. Завладеть вниманием непоседы практически невозможно, так же как и направить его бурную энергию в нужное русло. Является ли это обычной невоспитанностью или нарушением психики, установить может только специалист. В чём проявляется дефицит внимания у детей и чем лечить данную патологию? Как родителям и педагогам справляться с такой проблемой? Обо всем, что касается СДВГ, расскажем далее.

Признаки заболевания

Синдром дефицита внимания – расстройство поведения, впервые описанное психоневрологом из Германии еще в позапрошлом веке. Однако о том, что это патология, связанная с незначительными нарушениями мозговой деятельности, заговорили только в середине 60-х прошлого столетия. Лишь в середине девяностых болезнь заняла своё место в медицинской классификации, и получила название «Синдром дефицита внимания у детей».

Патология рассматривается неврологами, как хроническое состояние, эффективный способ лечения которого еще не найден. Точный диагноз ставится только в дошкольном возрасте или при обучении в младших классах. Для его подтверждения необходимо, чтобы ребёнок проявил себя не только в быту, но и в процессе обучения. Медицинская статистика показывает, что гиперактивность встречается у 5-15% школьников.

Характерные симптомы поведения ребенка при СДВГ условно можно разбить на 3 категории.

ребенок легко отвлекается от занятий, забывчив, не способен сосредоточится. Он будто не слышит, что говорят родители или педагоги. У таких детей постоянно возникают проблемы с выполнением заданий, соблюдением инструкций, организацией свободного времени и учебного процесса. Они делают слишком много ошибок, но не потому, что плохо соображают, а по невнимательности или из-за торопливости. Производят впечатление слишком рассеянных, поскольку все время что-то теряют: личные вещи, игрушки, предметы одежды.

дети с подобным диагнозом никогда не бывают спокойными. Они постоянно срываются с места, куда-то бегут, карабкаются на столбы и деревья. В сидячем положении конечности такого ребенка не перестают двигаться. Он обязательно болтает ногами, передвигает на столе предметы или совершает другие ненужные движения. Даже ночью малыш или подросток слишком часто вертится в кровати, сбивая постельное бельё. В коллективе они производят впечатление чересчур общительных, разговорчивых и суетливых.

о таких детях говорят, что у них язык опережает голову. Ребенок на уроке выкрикивает с места, даже не дослушав вопрос, мешает отвечать другим, перебивая и вылезая вперед. Он совсем не умеет ждать или откладывать получение желаемого хотя бы на минуту. Зачастую подобные проявления родителями и учителями рассматриваются, как черты характера, хотя это яркие признаки синдрома.

Психологи и неврологи отмечают, что проявления патологии у представителей разных возрастных категорий различается.

  1. Малыши непослушны, излишне капризны, плохо управляемы.
  2. Школьники забывчивы, рассеяны, болтливы и активны.
  3. Подростки склонны драматизировать даже незначительные события, постоянно проявляют тревогу, легко впадают в депрессию, часто ведут себя демонстративно.

Ребенок с таким диагнозом может проявлять нежелание общаться со сверстниками, выказывать грубость в отношении ровесников и старших.

 Когда начинает проявляться синдром дефицита внимания у детей.

Признаки патологии обозначаются в раннем возрасте

 Уже у малыша 1-2 года наблюдают отчётливые симптомы заболевания. Но большинство родителей принимает такое поведение за норму или обычные детские капризы. К врачу с подобными проблемами никто не обращается, упуская важное время. У детишек отмечается задержка речи, чрезмерная подвижность при нарушенной координации.

 Трехлетний малыш переживает возрастной кризис, связанный с личностным осознанием. Капризы и упрямство – обычные спутники подобных перемен. Но у ребенка с отклонениями такие признаки выражены ярче. Он не реагирует на замечания, и демонстрирует гиперактивность, попросту ни секунды не сидит на месте. Уложить спать такого «живчика» очень сложно. Формирование внимания и памяти у малышей с синдромом заметно отстает от сверстников.

У детишек младшего дошкольного возраста признаками СДВГ служит неспособность сконцентрироваться на занятиях, слушать воспитателя или просто сидеть на одном месте. В возрасте пяти-шести лет дети уже начинают подготовку к школе, нагрузка, физическая и психологическая, возрастает. Но поскольку малыши, у которых наблюдается гиперактивность, немного отстают от сверстников в освоении новых знаний, у них развивается заниженная самооценка. Психологические нагрузки приводят к развитию фобий, проявляются физиологические реакции, такие как тик или ночное недержание (энурез).

Школьники с диагнозом СДВГ имеют низкие показатели успеваемости, не смотря на то, что они совсем не глупы. С коллективом и учителями у подростков отношения не складываются. Педагоги частенько записывают таких детей в неблагополучные, поскольку они бывают резки, грубы, часто конфликтуют с одноклассниками, не реагируют на замечания или критику. Среди сверстников подростки с СВДГ тоже частенько остаются изгоями, поскольку излишне импульсивны, склонны к проявлению агрессии и асоциальному поведению.

Совет: Вызывающее поведение означает, что ваше чадо хочет привлечь к себе внимание, но пока не знает как сделать это по-другому.

О синдроме дефицита внимания, как о неврологическом заболевании, в России заговорили не слишком давно и у врачей еще недостаточно опыта в постановке диагноза. Патологию иногда путают с умственной отсталостью, психопатией и даже шизофреническими расстройствами. Диагностика затрудняется еще и тем, что некоторые указанные признаки характерны для обычных детей. Без тщательного анализа и долгого наблюдения сложно определить, почему ребенок невнимателен во время урока или слишком активен.

Причины заболевания

Европейские и американские медики ведут исследования синдрома уже не одно десятилетие. Между тем причины его пока достоверно не установлены. Среди основных факторов возникновения патологии принято называть:

  • генетическую предрасположенность,
  • родовые травмы,
  • никотин и алкоголь, употребляемые будущей мамой,
  • неблагоприятное течение беременности,
  • стремительные или преждевременные роды,
  • стимуляцию родовой деятельности,
  • травмы головы в раннем возрасте,
  • менингит и другие инфекции, затрагивающие ЦНС.

Возникновению синдрома способствуют психологические проблемы в семье или болезни неврологического характера. Некоторый отпечаток могут накладывать и педагогические ошибки родителей, излишняя строгость в воспитании. Но основной причиной болезни называют все же недостаток гормонов норадреналина и дофамина. Последний считается родственником серотонина. Уровень дофамина повышается в моменты занятий, которые человек считает приятными для себя.

Интересный факт: поскольку дофамин и норадреналин человеческий организм способен получать из некоторых пищевых продуктов, существуют теории, что причиной СДВГ у детей является неправильное питание, к примеру, жесткие вегетарианские диеты.

Принято выделять три типа заболевания.

  1. Синдром может быть представлен гиперактивным поведением, но без признаков дефицита внимания.
  2. Дефицит внимания, не сопряженный с гиперактивностью.
  3. Гиперактивность в сочетании с дефицитом внимания.

Коррекция гиперактивного поведения проводится комплексно и включает различные методики, среди которых есть как медикаментозные, так и психологические. Европейцы и американцы, при обнаружении дефицита внимания у детей, для лечения применяют психостимуляторы. Такие препараты эффективны, но непредсказуемы в последствиях. Российские специалисты рекомендуют преимущественно методики, не включающие фармакологические средства. Лечить синдром с помощью таблеток начинают, если все прочие способы не дали результата. При этом используются препараты ноотропного действия, стимулирующие мозговое кровообращение или натуральные успокоительные.

Что делать родителям, если у ребенка обнаружен синдром дефицита внимания.

  •  Двигательная активность. Но спортивные игры, включающие соревновательные элементы, им не подходят. Они лишь способствуют излишнему перевозбуждению.
  • Статические нагрузки: борьба или тяжелая атлетика так же противопоказаны. Хорошо влияют на нервную систему аэробные упражнения, но умеренные. Лыжи, плавание, катание на велосипеде позволит израсходовать лишнюю энергию. Но родителям надо следить за тем, чтобы ребенок не переутомился. Это приведет к снижению самоконтроля.
  • Работа с психологом.

Психологическая коррекция при терапии синдрома направлена на снижение тревожности и повышение коммуникабельности малыша или подростка. Для этого используются техники модулирования всевозможных ситуаций успеха, благодаря чему специалист имеет возможность наблюдать ребенка и подбирать наиболее подходящие для него области деятельности. Психолог использует упражнения, способствующие развитию внимания, памяти, речи. Родителям общение с такими детьми дается нелегко. Нередко мамы, у которых растет ребенок с синдромом, сами имеют признаки депрессивного расстройства. Поэтому семьям рекомендуются совместные занятия со специалистом.

Советы родителям и педагогам

  • Поведенческая коррекция синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей предполагает положительные изменения в их окружении. По мере того, как ребенок добивается успехов в занятиях с психологом, окружение сверстников лучше сменить.
  • С новым коллективом дети проще находят общий язык, забывая старые проблемы и обиды. Родителям тоже необходимо сменить линию поведения. Если до этого в воспитании практиковалась излишняя строгость, нужно ослабить контроль. На смену вседозволенности и свободе должно придти четкое расписание. Родителям необходимо компенсировать недостаток позитивных эмоций, чаще хвалить чадо за старания.
  • При воспитании таких детей запреты и отказы лучше свести к минимуму. Конечно, грани разумного переходить не стоит, но «табу» накладывайте лишь на то, что действительно опасно или вредно. Положительная модель воспитания предполагает частое использование словесной похвалы и других поощрений. Хвалить малыша или подростка нужно даже за небольшие достижения.
  • Необходимо нормализовать отношения между членами семьи. Не следует ссориться при ребенке. Родителям нужно стремиться завоевать доверие сына или дочери, поддерживать взаимопонимание, спокойное общение без криков и приказного тона.
  • Совместный досуг для семей, где воспитываются гиперактивные детишки, тоже весьма важен. Хорошо если игры будут носить развивающий характер.
  • Ребята с подобными проблемами нуждаются в четком распорядке дня, организованном месте для занятий.
  • Ежедневные хозяйственные поручения, которые дети выполняют самостоятельно, весьма дисциплинируют. Поэтому непременно найдите несколько таких дел и контролируйте их выполнение.
  • Выставляйте ребенку адекватные требования, соответствующие его способностям. Не нужно занижать его возможности или, напротив, завышать их. Разговаривайте спокойным голосом, обращайтесь к нему с просьбой, а не с приказом. Не старайтесь создать тепличные условия. Он должен уметь справляться с нагрузками, соответствующими его возрасту.
  • Таким детям необходимо посвящать времени больше, чем обычным. Родителям тоже придется подстраиваться под образ жизни младшего члена семьи, придерживаясь распорядка дня. Не стоит запрещать ребенку что либо, если на всех прочих это не распространяется. Малышам и детям среднего возраста лучше не посещать людные места, это способствует перевозбуждению.
  • Гиперактивные дети способны сорвать учебный процесс, но при этом воздействовать на них проверенными способами невозможно. К окрикам, замечаниям и плохим отметкам такие дети относятся индифферентно. Но найти общий язык с не в меру активным школьником всё равно нужно. Как же вести себя педагогу, если в классе присутствует ребенок с СДВГ?

Несколько советов, которые помогут держать под контролем ситуацию:

  • Во время урока устраивайте небольшие физкультурные паузы. Это пойдет на пользу не только гиперактивным, но и здоровым детям.
  • Классы должны быть оборудованы функционально, но без отвлекающего декора, в виде поделок, стендов или картин.
  • Чтобы лучше контролировать такого ребенка, его лучше посадить на первую или вторую парту.
  • Займите активных детей поручениями. Попросите их протереть доску, раздать или собрать тетрадки.
  • Чтобы материал усваивался лучше, преподносите его в игровой форме.
  • Творческий подход результативен в обучении всех без исключения детей.
  • Разбивайте задания на небольшие блоки, так детям с СВДГ будет проще ориентироваться.
  • Позвольте детям с поведенческими проблемами проявить себя в чем-то нужном, показать себя с лучшей стороны.
  • Помогайте такому ученику наладить контакт с одноклассниками, занять место в коллективе.
  • Зарядку во время урока можно провести не только стоя, но и сидя. Для этой цели хорошо подойдут пальчиковые игры.
  • Необходим постоянный индивидуальный контакт. Нужно помнить, что они лучше реагируют на похвалу, именно с помощью позитивных эмоций закрепляются необходимые положительные модели поведения.

Заключение

Родителям, в семье которых растет гиперактивный ребенок, не стоит отмахиваться от советов врачей и психологов. Даже если со временем проблема станет менее острой, диагноз СДВГ скажется в будущем. В зрелом возрасте он станет причиной плохой памяти, неумения контролировать собственную жизнь. Кроме этого, больные с подобным диагнозом склонны к разного рода зависимостям и депрессиям. Родители должны стать примером для своего чада, помочь ему найти место в жизни, обрести веру в свои силы.

kladvsebe.ru

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания у детей - что делать

Поведение ребенка часто заставляет родителей волноваться. Но речь идет не об обыкновенной распущенности или непослушании, как кажется на первый взгляд посторонним людям. В некоторых случаях все гораздо сложнее и серьезнее. Такие поведенческие особенности могут провоцироваться особенным состоянием нервной системы. В медицине она называется синдромом гиперактивности и обычно идет в паре с дефицитом внимания. Укороченная форма ? СДВГ.

Гиперактивные дети доставляют родителем много забот

Что это значит?

Буквально, приставка «гипер» означает «чрезмерно». Ребенку сложно играть одними и теми ж игрушками не просто долгое время, а даже несколько минут. Малыш не может оставаться на месте больше 10 секунд.

При этом дефицит ? это недостаточный уровень концентрации внимания и способности сосредоточиваться у ребенка, что сказывается на постоянном возбуждении, быстрой смене объекта заинтересованности.

Сейчас каждый родитель, прочитавший значение терминов, подумает: «Мой ребенок очень непоседлив, все время задает вопросы, никак не усидит на месте. Может, с ним что-то не так и нужно немедленно обращаться к врачам?».

Определение гиперактивности

На самом деле, дети должны быть в постоянном движении, ведь они познают мир и себя в нем. Но иногда малышу сложно выполнять поставленные задачи,  вовремя успокоиться и даже просто остановиться. И вот здесь необходимо задуматься о причинах.

Является ли отклонение от нормы проблемой?

Прежде всего, подчеркнем, что слово «норма» используем условно. Оно подразумевает комплекс закрепленных навыков типичного поведения. Однако любые отклонения от прописанных параметров не следует воспринимать, как конец света. Родителям очень важно не отчаиваться, а понять ситуацию и помочь ребенку.

Главное задание ? своевременно выявить особенность малыша, не упустить момент и научится правильно руководить ситуацией.

Раннее выявление синдрома гиперактивности

Как показывает практика, до школьного возраста особенности ребенка устанавливаются редко, хотя симптомы присутствуют практически с рождения, так как закладываются генетически. На специфику больше внимания обращают уже педагоги. А некие проявления заметны даже до 3-х лет, в частности:

  • ребенок до года в период бодрствования без остановки движет руками и ногами;
  • малышу сложно играть с одной игрушкой даже незначительный период времени;
  • малыш чрезвычайно эмоциональный, легко впадает в истерику, ему сложно успокоиться, остановиться плакать, орать и т.д.;
  • кажется, что вовсе не реагирует на замечания.

На что родителям обратить внимание

Недостаток внимательности — признак СДВГ

Психологические нарушения, связанные с недостаточным уровнем внимания и гиперактивностью, включают три категории:

  1. Непосредственная невнимательность.
  2. Усиленная активность.
  3. Необычная импульсивность.

Каждая категория имеет ряд поведенческих особенностей. Проблемы преимущественно выявляются комплексно. Поэтому важно понимать, что нельзя ориентироваться только ?а одно какое-то условие. Для того чтоб установить диагноз, необходимо совпадения, как минимум, в трех позициях.

Конкретные признаки проблем со вниманием

На синдром дефицита внимания у детей указывают такие обстоятельства:

  • сложности с акцентированием на деталях, отдельных предметах, картинках;
  • трудности с ведением игровой деятельности;
  • элементарные задания так и остаются не выполненными, например, «Принеси!», «Расскажи!», «Сделай через полчаса» и т.д.;
  • нежелание прикладывать любые усилия и выполнять обязанности;
  • плохая самоорганизация в повседневной жизни: ребенок постоянно опаздывает, не успевает что-нибудь сделать, теряет свои вещи;
  • при групповом разговоре или беседе кажется, что он совсем не слушает;
  • долгий процесс запоминания, но мгновенное отвлечение на посторонние предметы;
  • быстрое переключение на иной род занятий;
  • утрата интереса к предыдущим хобби, к увлечениям.

Условия гиперактивности

Существуют допустимое количество признаков для определения нормального развития ребенка, но оно не должно превышать трех характеристик из указанных:

  • движения могут быть непрерывными, суетливыми: ерзание на кресле, помахивание руками, ногами, складывание пальцев;
  • гиперактивным детям тяжело короткое время быть неподвижными. Исключением не является и официальная обстановка, например, во время обеда или учебы;

      Гиперактивность имеет разные проявления
  •  безудержное бегание, кручение, подскакивание. В старшем возрасте возникает чувство беспокойства;
  • неадекватная шумность в тихих местах;
  • ребенок не смотрит на поведение других детей и людей, не берет с них пример;
  • не реагирует на замечания взрослых;
  • общепринятые воспитательные меры не дают желаемого результата.

Определение импульсивности

Даже одна из названных ниже характеристика является стимулом для беспокойства:

  • ребенок преждевременно отвечает на вопросы;
  • не способен ждать своей очереди в играх или других ситуациях;
  • вмешивается в чужие разговоры.

Другие характеристики

Импульсивность и чрезмерная эмоциональность — признак СДВГ

Нарушения наблюдаются не только в психологических особенностях, но также и в медицинских, физиологических, эмоциональных. Ближе к 5-ти годам у ребенка могут проявляться симптомы такого характера:

  • общее состояние эмоциональной сферы: постоянная тревога, заикание, сложность четко и правильно сформулировать речь, отсутствие спокойного сна и отдыха;
  • нарушение двигательных функций: тики моторные и вокальные. Ребенок непроизвольно издает звуки, делает махи руками или ногами;
  • физиологические условия и сопутствующие медицинские заболевания: постоянные аллергические реакции, расстройства кишечника и мочеиспускания, эпилептические проявления.
Причины гиперактивности

Что делать?

После установления диагноза гиперактивности и синдрома дефицита внимания родители заходят в тупик и задаются вопросом: «Что теперь будет? Как себя вести? Как помочь и правильно лечить ребенка?».

Действительно, проблема требует повышенного внимания и немалых усилий со стороны, как близких родственников, воспитателей, педагогов, так и всего окружения малыша. Поэтому нужно запастись терпением и квалифицированно подходить к воспитанию.

Изменения в мозгу у гиперактивного ребенка

Современная медицина использует много вариантов управления диагнозом. Но все они должны применяться в комплексе. По мере важности среди них выделяются:

  1. Психологическая домашняя помощь ребенку.
  2. Лечение медикаментозными препаратами и народными средствами.
  3. Питание и диета.

Поведенческая терапия

Устранение гипертактивности у ребенка, прежде всего, предвидит создание особенной атмосферы в семье. Только близкие люди могут действительно помочь малышу, научить его контролировать себя. Если специфические педагогические навыки в родственников отсутствуют, можно обратиться за рекомендациями к квалифицированному психологу.

Советы родителям — что делать

Для улучшения поведения психологи советуют:

  1. Создавать комфортную атмосферу в семье. Ребенок не должен слышать оскорбления, ругательства.
  2. Эмоциональное перенапряжение малыша плохо сказывается на его психологическом состоянии. Поэтому он должен всегда ощущать любовь и внимание родителей.
  3. Находить позитивные стороны учебы, всеми способами помогать своему чаду вести себя хорошо дома, в детском саду, а затем и в школе.
  4. При малейшем ощущении усталости малышу необходимо давать возможность отдохнуть, расслабиться, а потом снова можно приступать к занятиям или учебе.
  5. Рассказать о проблеме воспитателям, школьному психологу и учителям. Совместно они посодействуют дальнейшей адаптации в обществе.

Как лечить синдром дефицита внимания у детей

Лечением ребенка занимаются психологи и невропатологи. Они назначают препараты, способные повысить или изменить функционирование соответственных участков головного мозга. Важно только найти действительно компетентного специалиста и довериться ему.

Обычно назначаются такие лекарственные средства:

  1. Витамины и микроэлементы являются обязательными препаратами для коррекционной терапии. Они назначаются с учетом нехватки необходимых ребенку веществ. Позитивный эффект продемонстрировали витамины группы В (в частности, В6, В12), С (аскорбиновая кислота) кальций, магний, лецитин.
  2. Стимуляторы деятельности центральной нервной системы при необходимости назначаются непосредственно специалистом. Они улучшают восприятие ребенка и способствуют передачи сигналов в мозгу.
  3. Антидепрессанты в некоторых случаях помогают ребенку справиться с беспокойством, невниманием, неусидчивостью. Применяются ежедневно определенное количество времени только под присмотром врача.

  4. Народные лекарства успокаивающего действия, такие как отвары и капли ромашки, мелисы, мяты.

Перед применением какого-либо средства можно проконсультироваться в другого специалиста или прочитать отзывы.

Вопросы питания и диеты

Детям с диагнозом СДВГ советуют придерживаться особенной диеты. Поскольку медики считают, что некоторые продукты и напитки обостряют состояние маленьких пациентов.

Правильный рацион — основа лечения СДВГ

В частности, общие рекомендации включают такие советы:

  • Почти полностью исключить потребление сахара и сладостей;
  • Избегать искусственных ароматизаторов, подсластителей, красителей и неестественных жиросодержащих ингредиентов (сладкое, выпечка, колбасы и др.);
  • Употреблять больше цельнозерновых продуктов и отрубей;
  • Потреблять в пищу максимально естественные продукты, блюда домашнего приготовления;
  • Разнообразить ребенку овощное и фруктовое меню, наполнить его капустой разных сортов, морковью, яблоками, цитрусовыми, абрикосами, орехами и т.д. Вся пища должна быть красивой и полезной, без вредных синтетических добавок.

Основные рекомендации родителям

Дети имеют сильную эмоциональную связь со своими родителями. Поэтому корректное поведение самых близких людей и родственников играет важную роль в управлении диагнозом СДВГ.

Придерживайтесь следующих правил:

  1. Никогда не используйте излюбленную родительскую фразу: «У всех дети как дети, а ты…». Этим Вы обижайте своего ребенка, делаете преграду в восприятии иных детей.
  2. Не говорите, что он ленивый и никогда ничего не будет уметь. Таким образом, Вы воспитаете чувство неполноценности и массу комплексов, которые перейдут и на взрослую жизнь.
  3. Хвалите своего малыша за наименьшие старания, говорите, что гордитесь им и он большой умница.
  4. Не ругайте за любой проступок и непослушание. Пытайтесь объяснить, почему это плохо и не стоит так больше делать.
  5. Помогите ребенку планировать день. Для этого Вам самим нужно быть примером во всем. Распорядок дня должен быть постоянным и резко не изменяться.
  6. Много разговаривайте, спрашивайте, о чем ребенок думает и мечтает. Провоцируйте и поддерживайте полноценную беседу, применяйте длинные и полные ответы на вопросы.

      Общение с ребенком — важный фактор устранения СДВГ
  7. Создайте уют и комфорт. Сведите к минимуму отвлекающие предметы.
  8. Не позволяйте слишком много играть на компьютере, поскольку быстрые игры волнуют детей, не дают им сосредоточиться.
  9. Включайте только спокойные мультфильмы и передачи.

Проходит ли проблема со временем

При правильном подходе и лечении проявления гиперактивности и дефицит внимания со временем у ребенка уменьшаются и к подростковому возрасту становятся практически незаметными.

Возможные последствия СДВГ

Однако следует понимать, что полностью исчезнуть диагноз не может. Он перейдет в скрытую форму или трансформируется, изредка напоминая о себе быстрой сменой настроения, депрессией или невозможностью заняться каким-то одним делом. Поэтому главная задача родителей и педагогов — к совершеннолетию научить ребенка самостоятельно контролировать свои эмоции и поведение, использовать усилия воли и целеустремленность.

Помните! Детям с дефицитом внимания и гиперактивностью очень нужно постоянно ощущать любовь и ласку. Они не всегда могут быть внимательны сами, но очень хотят, чтобы другие люди с пониманием и внимательностью относились к ним.

Терпение, поддержка и старательность смогут изменить отношение к особенным и по-своему уникальным членам общества!

detki.guru

Дефицит внимания у детей: почему возникает и что делать

31.08.2018

Доброго времени суток, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, что собой представляет синдром дефицита внимания у детей. Вам станут известны характерные проявления данного состояния. Вы узнаете, каковы причины его возникновения. Также поговорим о методах борьбы.

Определение понятия

Дефицит внимания у детей, а именно синдром данного состояния являет собой поведенческое расстройство неврологического характера, которое формируется в детстве. Характерными проявлениями являются проблемы с концентрацией внимания, импульсивность и гиперактивность. Психиатры и невропатологи расценивают данное состояние, как хроническую патологию стихийного характера. Данное заболевание может проявляться также и у взрослых.

Синдром нехватки внимания может влиять на взаимоотношения с людьми и серьезно снижать качество жизни. Могут возникать трудности, как в физическом, так и в умственном развитии, характерна дисфункция ЦНС, формации мозга. Такой тип патологии рассматривается, как непредсказуемый, достаточно опасный.

Согласно статистике данное заболевание в три — пять раз чаще диагностируется у мальчишек. Проявляется непослушанием и агрессией, тогда, как у девочек характерной является невнимательность.

В данном состоянии выделяют три вида:

  1. Преобладает гиперактивность. Чаще такой вид встречается у мальчишек. Они излишне подвижны, как дома, так и в школе, крайне нетерпимы, раздражительны, не задумываются о том, как себя ведут, беспокойные.
  2. Преобладание нарушенной концентрации внимания. Данное состояние больше характерно для девочек. У них не получается сконцентрировать свое внимание на одном деле, появляются проблемы с выслушиванием людей, их постоянно отвлекают внешние факторы.
  3. Смешанный вид. Присутствует и гиперактивность, и дефицит концентрации внимания.

Возможные причины

Курение беременной женщины может способствовать развитию СДВ у ребенка

Существуют два вида причин, которые влияют на развитие данного синдрома.

  1. Генетическая предрасположенность. Риск возникновения в разы повышается, если среди родственников имелись случаи данного недомогания. Причем, тут может присутствовать, как ближняя, так и дальняя наследственность.
  2. Патологическое влияние, которое может наблюдаться при наличии таких факторов:
  • нейротоксическое воздействие на организм;
  • курение женщины при вынашивании беременности;
  • стремительные роды, или преждевременные;
  • наличие инфекции любой этиологии;
  • прием медикаментов во время вынашивания плода;
  • отсутствие правильного питания у ребенка;
  • плохие экологические условия.

Характерные проявления

Гиперактивность, импульсивность — характерные проявления синдрома дефицита внимания

Специфическую симптоматику очень сложно выявить у детей в возрастном периоде от трех до семи лет. Гиперактивность может проявляться постоянными движениями ребенка, он постоянно разговаривает, не может сидеть на одном месте, но не всегда родители предполагают развитие данного синдрома. Также могут иметь место обиды, раздражительность, несдержанность.

Когда ребенку исполняется семь лет, ему пора идти в школу, возрастают проблемы, характерные для данного синдрома:

В подростковом возрасте происходят определенные изменения:

  • импульсивное поведение превращается во внутреннее беспокойство и суетливость;
  • данный синдром начинает проявляться несамостоятельностью, безответственностью.

В достаточно взрослом возрасте:

  • отсутствует распределение времени планирования дня, организованность;
  • значительно ухудшаются взаимоотношения с ровесниками, родителями, учителями, это может зарождать появление негативных, а также суицидальных мыслей.

К признакам, которые характерны для детей всех возрастных групп при наличии синдрома ДВ, относят:

  • гиперактивность;
  • нарушение концентрации внимания;
  • однообразное движение;
  • импульсивность;
  • раздражительность;
  • излишняя нервозность;
  • отставание в развитии (эмоциональном);
  • трудности в процессе обучения.

Диагностика

Для постановки диагноза необходимо общение ребенка с врачом

Лечение назначают после того, как диагноз будет подтвержден.

  1. Первоначально доктор должен пообщаться с родителями ребенка, собрать всю информацию, жалобы, узнать, какие проявления тревожат отца с матерью, пообщаться с малышом, провести специальные опросники.
  2. Окончательный диагноз ставится, если у ребенка минимум полгода сохраняется хотя бы шесть характерных признаков.
  3. Специалист может отправить малыша на дополнительное обследование:
  • нейропсихологическое обследование, делается ЭЭГ при выполнении задач в состоянии покоя;
  • консультация педиатра, иногда признаки, которые описывают данный синдром, могут являться проявлениями анемии, гипертиреоза или других соматических заболеваний;
  • педиатр может направить ребенка на общий анализ крови, исследование уровня гормонов в крови;
  • может назначаться допплерография шеи и сосудов головы, а также электроэнцефалография.

Методы лечения

Главная задача терапии при данном синдроме — это коррекция поведения ребенка. Прием медикаментов назначается исключительно в крайних, запущенных случаях, если без этого не удается улучшить состояние малыша.

  1. Беседа специалиста с ребенком. Малышу разъясняется основа его поведения.
  2. Важно, чтоб родители осознали, что их чадо не является балованным или испорченным, что всему виной неврологическая патология. Как только приходит осознание этого, отношения в семье изменяются, улучшается внимание ребенка, повышается самооценка.
  3. Когда необходима терапия для школьников и детей подросткового возраста зачастую применяется комплексный подход, который в себя включает, как немедикаментозную, так и медикаментозную терапию.

Могут быть применимы различные методы.

  1. Общение с психологом. Специалист объясняет, как необходимо улучшить коммуникативные способности ребенка, как снизить тревожность школьника, если таковая имеется. Если у ребенка присутствует нарушение речи, его направляют на общение с логопедом.
  2. Народные методы. Медикаментозная терапия может иметь затяжной характер, поэтому врачи иногда заменяют прием медикаментов, назначаются натуральные успокоительные средства. В частности, это может быть мята, чай с мелиссой, валериана.
  3. Физические нагрузки, движение. Для того, чтобы избавить ребенка от излишней энергии следует подобрать ему правильный спорт. Идеальными для данного случая будут плавание, аэробные нагрузки, катание на велосипеде.
  4. Физиопроцедуры, в частности лечебный электрофорез, например с магнием, магнитотерапия, фотохромотерапия, также может назначаться точечный массаж, на который приходится 10 процедур, проводят его курсами (дважды или трижды в год), области массирование — ушные раковины, воротниковая зона.
  5. Медикаментозная терапия. Может в себя включать следующие препараты:
  • психостимуляторы, влияющие на усиленную выработку нейромедиаторов, способствуют снижению импульсивности, агрессивности и проявлению депрессивного состояния;
  • антидепрессанты — способствует снижению импульсивности, повышают внимание ребенка;
  • ингибиторы норадреналина — влияют на усидчивость ребенка, делают его более спокойным;
  • ноотропные препараты — способствуют улучшению памяти, снимают напряжение.

Оказавшись в кабинете психолога или психотерапевта, врачом могут применяться определенные методы лечения.

  1. Когнитивно — поведенческая терапия. Специалисты объясняют пациенту, какие модели поведения можно формировать, какие из них являются правильными. Ребенок учится осознавать свои желания и эмоции. Данный тип терапии способствует облегчению процесса адаптации в обществе.
  2. Арт-терапия. Занимаясь каким-то искусством, у ребенка снижается тревожность, происходит избавление от излишней эмоциональности, усталости, негативных мыслей. Кроме того, творчество позволяет повысить самооценку, когда ребенок видит, как собственными силами создает что-то красивое и прекрасное.
  3. Игровая терапия. Влияет на формирование усидчивости и внимательности. Все достигается при помощи игр. Способствует контролю гиперактивности и повышенной эмоциональности. Игры подбираются, учитывая характерные проявления конкретного ребенка.
  4. Семейная терапия. Работа психолога заключается в общении с родителями, которые должны изменить тип воспитания малыша. Это способствует уменьшению количества скандалов, конфликтов в семье, улучшает взаимоотношения между родственниками.

Советы

Почаще обнимайте своего ребенка, показывайте ему свою заботу и любовь
  1. Родители должны показывать свои чувства, демонстрировать свою любовь и заботу. Необходимо стараться, как можно больше времени уделять ребенку, обнимать его и целовать, показывать, что дорожите им, несмотря на все проблемы и недостатки.
  2. Повышайте самооценку. Отдавайте ребенка на занятия спортом или в творческие кружки. Это позволит добиваться определенных успехов, что будет радовать, позволит ощутить свою значимость. Не забывайте хвалить малыша даже за малейшие победы.
  3. Всегда помните о том, что ребенку необходимо правильно организовывать свой дневной распорядок, чтоб имело место время на отдых. Помните о том, что усталость усугубляет состояние малыша с данным синдромом.
  4. Научитесь правильно ставить задачи. Формулируйте их простыми словами, чтоб ребенку было понятно, что от него требуется.
  5. Создайте дневной распорядок и следуйте ему, тем самым дисциплинируйте малыша. Важно это делать мягко, без давления.
  6. Запаситесь терпением, будьте уверены в себе. Постарайтесь всегда быть спокойными. Помните о том, что ребенок может Вас копировать.
  7. Если ребенок уже посещает школьное заведение, не обойтись без помощи учителя. Важно, чтоб родители пообщались с педагогом, объяснили ему сложившуюся ситуацию, смогли заручиться его поддержкой. Не исключено, что понадобится перевести ребенка в заведении, где применяется индивидуальный подход в воспитании и образовании.

Теперь Вы знаете, какие симптомы могут указывать на наличие синдрома ДВ у ребенка. Важно, чтоб родители не бездействовали, имели возможность своевременно оказать помощь своему малышу, если нужно обратиться за консультацией к психотерапевту. Помните о том, что поведение ребенка с нехваткой внимания можно откорректировать.

Дефицит внимания у детей: почему возникает и что делать Ссылка на основную публикацию

psycho4you.ru

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей: симптомы и лечение

Неумение сосредоточиться на определенном предмете нужное количество времени, рассеяность, излишняя подвижность — так может проявляться синдром дефицита внимания у детей. Для некоторых на слуху более знакомое название — СДВГ или гиперактивность.

Проблемы определения

Это нарушение деятельности головного мозга впервые было замечено в 1845 году психиатром из Германии. На протяжении более ста лет ученые не могли дать полное определение заболеванию. И лишь в 1994 году ему присвоили термин. В России СДВГ стали углубленно изучать лишь десять лет тому назад.

Бывают случаи, когда диагноз дефицита внимания у ребенка заменяет психическая отсталость или психопатия. Самая страшная ошибка, когда ставят шизофрению. Чтобы правильно определить результат, родителям и врачам следует очень внимательно изучить симптоматику.

Ошибаются в этом не только врачи, но и окружающие, списывая болезнь на отсутствие должного воспитания и темперамент малыша. Ошибочно мнение в отсталости ребенка. Напротив, такие дети обладают высоким интеллектом. Синдром гиперактивности не страшен для социальной среды, но он может привести к плохим последствиям во взрослой жизни человека.

Такого малыша называют непоседой и ждут, когда с возрастом он повзрослеет и станет спокойнее. Однако с диагнозом СДВГ такого не происходит. Симптом усиливается в школьные годы, когда в привычном укладе жизни появляются новые обязанности.

Проявление по возрастам

Ученые из многих стран проводили исследования и пришли к выводу, что симптоматика начинает проявляться с момента развития человека, с первых месяцев. В этом возрасте они чрезмерно активно двигают ручками и ножками и часто плачут.

  • Наиболее заметным проявление болезни становится к 4-5 годам. Дети не могут усидеть на месте, отвлекаются на мелочи. У них нет умения сосредотачиваться. Они часто выражают недовольство и отрицают соблюдение режима.
  • Поставить диагноз можно только в подростковом возрасте, когда ребенок отучится не один год в школе. Обычно признаки СДВГ идентичны поведению подростка в пубертатный период, когда начинается третий по счету переходный возраст.

Примерно к 14-15 годам ребенок становится спокойнее.

Статистика:

  • этому недугу подвержены около 30 процентов детей начальной школы;
  • практически в каждом классе имеется как минимум один ученик с таким диагнозом;
  • согласно мониторингу, недостаток внимания и прочие признаки характерны для мужского пола. При этом соотношение между мальчиками и девочками составляет 4 к 1.

Лишь треть, а то и четверть из всех больных проходят курс лечения синдрома дефицита внимания.

  • Излишней активности подвержены не только дети, но и взрослые. Гиперактивность зафиксирована у пяти процентов людей, достигших зрелого возраста. Симптоматика заболевания у взрослых аналогична детской, но в связи с повышенными обязанностями и почти реальной оценкой обстановки, взрослый человек острее воспринимает свои неудачи и проблемы.

Неумение совладать со своими чувствами характерно для синдрома, и, как следствие, человек зачастую подвержен психическим расстройствам. Именно в данный период появляются явные признаки шизофрении и различные фобии.

Как распознать заболевание

Гиперактивность выражается в отклонении от общепринятых норм поведения. Несмотря на высокий уровень интеллекта, ребенок тяжело обучается. Такие люди много суетятся, а дела, за которые они принимаются, никогда не бывают оконченными.

Они не могут удержать внимание, сконцентрироваться. Часто подвергаются перепадам настроения: от меланхолии — к агрессии, от гомерического хохота — к истерикам и так далее.

  • Невнимательность ребенка обусловлена потерей интереса к одной теме. Им становится скучно. Зато они нередко перебивают других. Для них очень трудно выполнить несколько дел подряд. Этот признак присутствует не только у маленьких детей, но и у взрослых.

По сути, они даже не вникают в беседу. А выполнение работы самостоятельно приводит их в ужас. Потому для школьника выполнение домашнего задания становится непосильной задачей.

  • Гиперактивный ребенок или «живчик». Именно про такого обычно говорят, что он непоседа, не может усидеть на одном месте, а внутри него заведен какой-то моторчик. При этом двигательная активность у ребенка не имеет цели. Такие детки большие болтуны и любят поговорить о чем угодно. С возрастом этот симптом проходит. Однако это не значит, что человек выздоровел.
  • Порывистость. Зачастую ребенок совершает свои действия необдуманно.

Такие дети могут легко выскочить на проезжую часть, сломать чужую вещь и бороться за уважение среди сверстников, совершая опасные для жизни маневры.

Учитывая физиологические особенности, малыш весьма неусидчив, что мешает ему прилежно учиться. Он может перебивать учителя, не дослушав вопроса, и отвечать невпопад. Он не слушает урок сам и мешает другим. Зачастую такие дети проходят «коридорное обучение». Это значит, что под любым предлогом он пытается выйти из класса, например, в туалет, но в это время просто слоняется по коридорам школы.

  • Заприметив игрушку либо что-нибудь другое, такой малыш хочет получить ее немедленно.

Потеря памяти, забывчивость — они становятся спутниками жизни, если не излечить болезнь.

Основные признаки

Как и было сказано ранее, каждому возрасту характерны свои проявления.

К основным признакам заболевания детей младшего возраста относятся:

  • хаотичное движение конечностями;
  • возможная задержка речи;
  • неловкость движений;
  • неконтролируемое поведение;
  • отсутствие усидчивости;
  • рассеянность;
  • суетливость;
  • резкая смена настроения;
  • неимение страха;
  • трудности в общение со сверстниками.

Для детей подросткового возраста добавляются:

  • подверженность тревогам;
  • склонность к депрессии;
  • преувеличение проблем;
  • повышенная самокритичность;
  • противоречия в действиях (действуют назло сказанному, даже в ущерб себе);

Также отмечены случаи непроизвольного передергивания мышц, появления внезапных коротких вскриков. Такие люди входят в группу риска. Интересный факт: именно у такого человека во взрослой жизни возрастает риск проявление алкоголизма или наркомании, склонность к преступлениям.

Что это за болезнь?

Ученые до сих пор изучают гиперактивность. Описать заболевание можно как простым языком, так и используя медицинские термины, которые более четко сформулируют биохимические процессы.

В 1978 году было принято решение о выделение сразу четырех групп заболевания:

  • К первой группе относятся дети с повышенной активностью и нарушением внимания. Однако при этом отсутствуют задержка в развитии и дисгармония поведения.
  • Ко второй группе относятся дети с задержкой развития.
  • В третьей группе находятся дети с синдромом с нарушением поведения, но без задержки развития.
  • Комбинирование групп.

Влияющие факторы

Установить точную причину возникновения данного синдрома так и не удалось. Однако расстройство вызывают и другие факторы, которые имеют значительные отличия, но в их основе лежат нейробиологические процессы.

  • Повреждение нервной системы может иметь генетическую предрасположенность либо органическое происхождение. В некоторых случаях оба фактора могут комбинироваться друг с другом.

  • Аномалии развития лобных долей мозга. В мозгу, начиная с самого развития, формируются функции управления (УФ). Именно эти функции отвечают за психические расстройства, оперативную память, контроль стимулов (импульсов), выбор преимуществ и выполняют множество других задач.
  • Нарушение кровотока в головном мозге. При нормальной скорости кровь практически мгновенно поступает в переднюю часть мозга. У людей с синдромом кровоток остается без изменений.
  • Большой процент приходится на проблемную беременность. Это угроза выкидыша, кислородное голодание мозга (гипоксия), перенесенные во время беременности инфекционные заболевания, прием сильных лекарств, постоянные стрессы, а также курение и распитие алкогольных напитков во время беременности.
  • Причиной заболевания может также стать недоношенность плода.
  • Преждевременные, стремительные либо очень длительные роды, которые приводят к гипоксии. Толчком могут послужить стимуляторы для активации родовой деятельности.
  • Энцефалопатия перинатальная. Она может возникнуть, начиная с 28 недели беременности, вплоть до седьмого дня жизни малыша.

Справка: такую дисфункцию наблюдают у каждого пятого-седьмого ребенка из десяти. Однако развитие патологии в нервной системе отмечается в последующем только у пяти процентов детей.

  • Повреждение головного мозга может произойти, если у будущей мамы во время беременности наблюдались анемия, увеличение щитовидной железы, нефрит, повышенное артериальное давление.
  • Синдрому подвержены дети, которые в самом раннем возрасте до двух лет перенесли серьезные заболевания, включая травмы головы, и принимали сильные препараты.
  • Ученые из Страны восходящего солнца выявили при помощи МРТ косвенную связь между толщиной коры мозга заболевшего и здорового ребенка. У детей с синдромом кора значительно тоньше, особенно в верхних отделах. При сильной симптоматике толщина коры головного мозга гораздо меньше с левой стороны. При нормальной толщине с правой стороны состояние значительно лучше.
  • Недаром многие врачи бьют тревогу по поводу правильного и сбалансированного питания. Имеется предположение, что нехватка определенных компонентов в рационе питания влияет на заболевание.

В питании малышей и детей школьного и подросткового возраста должны присутствовать витамины, фловаты, насыщенные жиры типа омеги-3, макро- и микроэлементы. Например, на завтрак в пище обязательно должны присутствовать белки, особенно если в еде присутствует большое количество легкоусвояемых углеводов. Нехватка всех этих элементов может послужить толчком для появления симптомов синдрома.

  • Раннее увлечение электронными устройствами приводит к избытку в организме гормона (кортизола), отвечающего за стресс. Именно он мешает мозгу сконцентрироваться. Ученые доказали, что синеватое излучение от дисплеев затормаживает выработку мелатонина, отвечающего за крепкий и здоровый сон.
  • Неблагоприятные факторы окружающей среды. Это загрязненный воздух, а также чрезмерное потребление пищевых красителей и искусственных, ароматизированных добавок. Родитель должен обратить внимание на содержание в продуктах свинца, который замедляет усвоение организмом магния.
  • Гиперактивность может быть обусловлена потреблением большого количества парацетамола, особенно в период беременности. Такую закономерность выявили испанские ученые. Если верить проведенному ими мониторингу, то до 30 процентов новорожденных подвержены в этом случае СДВГ. Особенно восприимчивы к парацетамолу мальчики, а вещества, содержащиеся в нем, влияют на нервную систему.
  • Врачи из Израиля пришли к выводу, что фактором может стать нарушение обмена веществ. Нарушение приводит к дисгармонии трансмиттеров, веществ, отвечающих за выработку адреналина и дофамина.

Дополнительная зона риска

Педагогический фактор выделим обособленно. Скандалы, ссоры дома относятся к группе неблагополучной обстановки в семье. Излишняя строгость, неполноценное удовлетворение детских потребностей, ограничения в выборе сами по себе не являются причиной, но могут послужить толчком к проявлению скрытых симптомов.

Часто встречаются случаи, когда малышу кажется, что его не любят. Родители по разным причинам мало целуют и обнимают свое чадо. В итоге у него развивается заниженная самооценка, перерастающая впоследствии в повышенную самокритичность и замкнутость.

К дисбалансу приводит и нарушение режима дня. Родителям следует помнить, что детям дошкольного и младшего школьного возраста требуется дневной сон для восстановления мозговой деятельности.

Распознавание заболевания

Диагностика для выявления в отечественной медицине – это наблюдение за поведением. При этом мониторинг ведется в привычной обстановке для объективной оценки уровня мышления, деятельности, концентрации. К этому даже привязали определенную шкалу – оценочную поведенческую.

Наблюдением профессионально занимается детский психиатр не менее шести месяцев. Он опирается на сведения, полученные от школьного психолога, оценивает внутрисемейную обстановку.

Для полноценного сбора симптомов и при сомнениях врач вправе назначить дополнительные обследования в виде МРТ или компьютерной томографии. Подтверждение диагноза — очень важный процесс. Потому нередко проводят сканирование кровотока мозга. Отмечено, что у людей с таким поведением наблюдается слабовыраженная функция мозжечка и его придатков. Все проводимые мониторинги более явно показывают картину деятельности головного мозга и в частности — мозжечка.

Справка: У 15-20 процентов людей наблюдается схожая симптоматика. Однако в действительности заболевание отсутствует.

Основная причина дефицита находится в функциях головного мозга, но она затрагивает и другие жизненно важные органы, такие как зрение, обоняние, осязание, слух, включая внутреннее мышление и эмоции, приходит речевое нарушение, притупляется восприятие.

Все симптомы в виде суетливости, беспокойства, отсутствия внимания являются защитной реакцией организма на внешние раздражители, с которыми мозг не в состоянии справиться самостоятельно.

Терапия и коррекция

К сожалению, синдром дефицита внимания у детей симптомы имеет ярко выраженные или приглушенные, уменьшить их можно, но излечить человека до конца невозможно.

В комплексную терапию входят:

  • лечение при помощи лекарственных препаратов;
  • психологическая терапия;
  • соблюдение диеты;
  • регулировка поведения (коррекция);
  • дополнительные методы.

-Сноска-

При заболевании лечение народными средствами или с помощью гомеопатии не проводится. Иногда признаки можно облегчить с помощью настоек, трав и ванн, но все процедуры нужно согласовать с доктором.

Детям старше шести лет, как правило, назначают Пирацетам, Кортексин и прочие аналогичные препараты, помогающие развить концентрацию внимания и снижающие активность, резкость, порывистость.

В сочетании с медикаментами врач обычно назначает физиопроцедуры, направленные на расслабление мышц, терапию с психологом, который знает, как лечить дефицит внимания у детей, оздоровительную физическую нагрузку. В дополнение можно пить отвары по рецептам народной медицины. Это настои зверобоя, мяты, мелиссы.

Интересный факт: В Поднебесной для лечения синдрома недостаточности внимания у детей используют около 60 видов различных трав.

Диета, равно как и прием лекарственных препаратов строго контролируется и корректируется лечащим врачом.

Адаптация в агрессивной среде — подход «от противного». Такого ребенка можно отправить в спортивную секцию боевых искусств. Там он научится выплескивать свои эмоции, придерживаться дисциплины, установленной регламентом секции. Такие занятия обеспечивают усиленные физические нагрузки, которые оттачивают двигательные функции.

Подойдет и дыхательная гимнастика. Если малышу с дефицитом внимания дать интересное для него задание с соответствующей для него нагрузкой, то он может увлеченно его выполнять, практически не отвлекаясь.

Основная проблема заключается в нехватке в головном мозге особых строительных материалов. Японские ученые утверждают, что выход есть, и это генная терапия. Это метод лечения, применяемый для детей с аутизмом. Модификация генов способна выключать притормаживающие механизмы, тем самым создавая барьер. При этом формируется новая молекула ДНК.

Что делать родителям?

Альтернативный метод лечения начинается с терапии родителей. Общие рекомендации подходят для детей с дефицитом внимания от 2 лет и до подросткового возраста.

  1. Помнить и понимать, что малыш не плохой, а всему виной заболевание. Участвовать в решении проблемы всей семьей.
  2. Применять систему вознаграждений. Малыш сделает все, чтобы заслужить похвалу родителей. Хвалите даже за маленькие победы.
  3. Как можно больше времени проводить с ребенком. Отлично успокаивают настольные игры, мастер-классы по рукоделию.
  4. Для такого малыша важно соблюдать распорядок дня, создавать список дел — это даст ему уверенность и спокойствие.
  5. Давать выполнять обычные поручения: поливать цветы, мыть посуду, выносит мусор и так далее. Это развивает самоконтроль.
  6. Отдать ребенка на плавание, гимнастику, борьбу. В таких детях быстро накапливается энергия, которую можно выплеснуть через пробежки и активные игры на свежем воздухе
  1. Наказывать. При синдроме малыш неадекватно воспринимает критику и наказания, они не работают при СДВГ.
  2. Делать поблажки. Рамки и ограничения должны быть такие же, как у здоровых детей.
  3. Нагружать многоуровневыми задачами — помыть руки, переодеться, сесть за стол и убрать телефон. Давайте задания поэтапно.
  4. Требовать успехов во всем — например, во всех школьных предметах.
  5. Учить самостоятельности, когда малыш не готов к этому. Нужно помогать, но не навязывать свою помощь.

Упражнения для детей с СДВГ

Некоторые упражнения и тесты весьма эффективно справляются с возбужденным состоянием.

  1. Сбросить напряжение. Сидя в кругу или друг напротив друга, нужно как можно быстрее передавать шарик, мягкую игрушку или любой другой предмет, не роняя его. Со временем можно увеличить скорость или правила.
  2. Сконцентрироваться. Несколько предметов, различных на ощупь, кладутся перед игроком, их можно потрогать. Затем малыш оголяет руку или ногу, а взрослый ласково гладит любой из вещей. Задача — угадать, какой предмет использовался.
  3. Планировать действия. Пусть ребенок научит маму или папу делать что-то, что он умеет. Например, варить кашу. Если он говорит, что для каши нужна мыльная вода и песок — сделайте, как он просит, а потом накормите блюдом кукол. В процессе объяснения формируется навык планирования и ответственности.

Заключение

Процесс восстановления длительный. Чтобы не вызывать вспышки агрессии у малыша, особенно во время прогулок, не нужно водить его в многолюдные места. Среди большого скопления народа симптомы болезни проявляются ярче и острее.

С возрастом симптоматика будет сглаживаться, и возможно, родители обнаружат в своем чаде скрытого гения, что не является редкостью для людей с синдромом дефицита внимания. Другие подробности о синдроме можно узнать из видео.

pups.su

Синдром дефицита внимания у детей - признаки, терапия препаратами, процедурами и работа с психологом

Самая распространенная причина проблем в учебе и нарушений поведения у ребенка – синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Расстройство наблюдается в основном у школьников и детей дошкольного возраста. Маленькие пациенты с таким диагнозом правильно воспринимают окружающее, но являются непоседами, проявляют повышенную активность, не доводят начатое до конца, не предвидят последствия своих поступков. С таким поведением всегда связан риск потеряться или получить травму, поэтому врачи расценивают его как неврологическое заболевание.

СДВГ – это неврологическо-поведенческое расстройство, формирующееся в детском возрасте. Основными проявлениями синдрома дефицита внимания у детей являются сложности в сосредоточении, гиперактивность, импульсивность. Невропатологи и психиатры расценивают СДВГ как стихийное и хроническое заболевание, для которого еще не найден эффективный способ лечения.

Синдром недостатка внимания наблюдается в основном у детей, но иногда недуг проявляется и у взрослых. Проблемы болезни характеризуются разными степенями выраженности, поэтому недооценивать ее нельзя. СДВГ влияет на взаимоотношения с другими людьми и качество жизни в целом. Заболевание носит сложный характер, поэтому у больных детей наблюдаются проблемы с выполнением каких-либо работ, обучением и освоением теоретического материала.

Синдром дефицита внимания у ребенка – это трудности не только с умственным, но и с физическим развитием. Согласно биологии СДВГ является дисфункцией ЦНС (центральной нервной системы), которая характеризуется формацией головного мозга. Такие патологии в медицине считаются самыми опасными и непредсказуемыми. В 3-5 раз чаще СДВГ диагностируют у мальчиков, чем у девочек. У детей мужского пола болезнь проявляется чаще агрессией и непослушанием, у женского – невнимательностью.

Синдром недостатка внимания у детей развивается по двум причинам: генетическая предрасположенность и патологическое влияние. Первый фактор не исключает присутствие недомогания у ближайших родственников ребенка. Играет роль и дальняя, и ближняя наследственность. Как правило, в 50% случаев у ребенка возникает синдром дефицита внимания по генетическому фактору.

Патологическое влияние происходит по следующим причинам:

  • курение матери;
  • прием лекарств во время беременности;
  • преждевременные или быстрые роды;
  • неправильное питание ребенка;
  • вирусные или бактериальные инфекции;
  • нейротоксическое действие на организм.

Сложнее всего отследить симптоматику заболевания у детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Родители замечают проявление гиперактивности в виде постоянного движения своего малыша. Ребенок не может найти себе увлекательное занятие, мечется из угла в угол, постоянно разговаривает. Симптомы обусловлены раздражительностью, обидами, невоздержанностью в любой ситуации.

По достижении ребенка 7 летнего возраста, когда пора отправляться в школу, проблемы возрастают. Дети с синдромом гиперактивности не успевают за своими сверстниками в плане обучения, так как не слушают излагаемый материал, ведут себя несдержанно на уроках. Даже если принимаются за выполнение какого-либо задания, то не заканчивают его. Уже через некоторое время дети с СДВГ переключаются на другое занятие.

Достигая подросткового возраста, гиперактивный пациент меняется. Происходит замена признаков заболевания – импульсивность превращается в суетливость и внутреннее беспокойство. У подростков болезнь проявляется безответственностью и несамостоятельностью. Даже в старшем возрасте отсутствует планирование дня, распределение времени, организованность. Ухудшаются отношения со сверстниками, учителями, родителями, что зарождает негативные или суицидальные мысли.

Общие симптомы СДВГ для всех возрастов:

  • нарушение сосредоточенности и внимания;
  • гиперактивность;
  • импульсивность;
  • повышенная нервозность и раздражительность;
  • постоянные движения;
  • трудности обучения;
  • отставание эмоционального развития.

Виды

Синдром дефицита внимания у детей врачи разделяют на три вида:

  1. Преобладание гиперактивности. Чаще наблюдается у мальчиков. Проблема возникает не только в школе. Везде, где требуется оставаться на одном месте, мальчишки проявляют крайнее нетерпение. Они раздражительны, беспокойны, не задумываются о своем поведении.
  2. Преобладание нарушения концентрации внимания. Чаще встречаются у девочек. Они не могут сосредотачиваться на одной задаче, имеют трудности с выполнением команд, выслушиванием других людей. Их внимание рассеивается на внешние факторы.
  3. Смешанный вид, когда в равной степени выражен дефицит внимания и гиперактивность. В этом случае больного ребенка нельзя однозначно причислить к какой-либо категории. Проблема рассматривается индивидуально.

Диагностика

Лечение дефицита внимания у детей начинается после постановки диагноза. Сначала психиатр или невропатолог проводит сбор информации: беседу с родителями, интервью с ребенком, диагностические опросники. Врач имеет право поставить диагноз СДВГ, если на протяжении 6 и более месяцев у ребенка прослеживаются минимум 6 симптомов гиперактивности/импульсивности и 6 признаков невнимательности, согласно специальным тестам. Другие действия специалиста:

  • Нейропсихологическое обследование. Исследуется работа мозга ЭЭГ (электроэнцефалограмма) в состоянии покоя и при выполнении заданий. Процедура безвредная и безболезненная.
  • Консультация педиатра. Симптомы, похожие на СДВГ, иногда вызываются такими болезнями, как гипертиреоз, анемия и другими соматическими патологиями. Исключить или подтвердить их наличие может педиатр после анализа крови на гемоглобин и гормоны.
  • Инструментальные исследования. Пациент направляется на УЗДГ (ультразвуковую допплерографию сосудов головы и шеи), ЭЭГ (электроэнцефалографию головного мозга).

Лечение

Основа терапии СДВГ – коррекция поведения. Медикаментозное лечение синдрома дефицита внимания назначают амбулаторно и самых в крайних случаях, когда без них улучшить состояние ребенка не удается. Сначала врач разъясняет родителям и учителям суть расстройства. Улучшить качество жизни помогают беседы с самим ребенком, которому в доступной форме разъясняются причины его поведения.

Когда родители понимают, что их малыш не испорченный или балованный, а страдает от неврологической патологии, то сильно меняется и отношение к своему чаду, что улучшает взаимоотношения в семье, повышает самооценку маленького пациента. К лечению школьников и подростков часто применяется комплексный подход, включающий в себя медикаментозную и немедикаментозную терапию. При диагнозе СДВГ применяются следующие методы:

  1. Занятия с психологом. Врач применяет методики для улучшения коммуникативных навыков, снижения тревожности пациента. Ребенку с нарушениями речи показаны занятия с логопедом.
  2. Двигательная активность. Следует для школьника подобрать спортивную секцию, в которой не предусмотрено соревновательной деятельности, статических нагрузок, показательных выступлений. Лучшим выбором при дефиците внимания будет лыжный спорт, плавание, езда на велосипеде и прочие аэробные нагрузки.
  3. Народные средства. При СДВГ медикаменты назначают на длительный период, поэтому время от времени следует синтетические препараты заменять натуральными успокоительными. Отличным успокаивающим действием обладает чай с мятой, мелиссой, валерианой и другими травами, которые положительно влияют на нервную систему.

В настоящее время не существует лекарств, полностью избавляющих от синдрома дефицита внимания. Врач назначает маленькому пациенту один медикамент (монотерапия) или несколько препаратов (комплексное лечение), исходя из индивидуальных особенностей и течения заболевания. Для терапии используются следующие группы лекарственных средств:

  • Психостимуляторы (Левамфетамин, Дексамфетамин). Медикаменты увеличивают выработку нейромедиаторов, что приводит к нормализации активности мозга. Вследствие их приема уменьшается импульсивность, проявление депрессии, агрессивность.
  • Антидепрессанты (Атомоксетин, Дезипрамин). Накопление активных веществ в синапсах снижает импульсивность, повышает внимание за счет улучшенной передачи сигналов между клетками головного мозга.
  • Ингибиторы обратного захвата норадреналина (Ребоксетин, Атомоксетин). Уменьшают обратный захват серотонина, дофамина. В результате их приема пациент становится спокойнее, усидчивее.
  • Ноотропные (Церебролизин, Пирацетам). Улучшают питание мозга, обеспечивают его кислородом, помогают усваиваться глюкозе. Применение этого вида препаратов повышает тонус коры больших полушарий, что способствует снятию общего напряжения.

Самые популярные лекарства при медикаментозном лечении СДВГ у детей:

  • Цитраль. Рекомендуется применять для лечения патологии у дошкольников. Это анальгезирующее, противовоспалительное, антисептическое средство, которое изготавливается в виде суспензии. Назначается детям с рождения в качестве успокоительного средства и лекарства, снижающего внутричерепное давление. Категорически запрещается применять препарат при гиперчувствительности к компонентам.
  • Пантогам. Ноотропное средство с нейротрофическими, нейропротекторными, нейрометаболическими свойствами. Повышает устойчивость мозговых клеток к воздействию токсических веществ. Умеренное седативное средство. В период лечения СДВГ у пациента активизируется физическая работоспособность, умственная деятельность. Дозировка определяется врачом в соответствии с индивидуальными особенностями. Строго запрещено принимать препарат при индивидуальной непереносимости веществ, входящих в его состав.
  • Семакс. Ноотропный препарат, обладающий механизмом нейроспецифического воздействия на ЦНС. Улучшает когнитивные (познавательные) процессы мозга, повышает умственную работоспособность, память, внимание, обучаемость. Применяют в индивидуальной дозировке, указанной доктором. Не назначают препарат при судорогах, обострении психических отклонений.

Физиотерапия и массаж

В комплексной реабилитации СДВГ применяются самые разные виды физиотерапевтических процедур. Среди них:

  • Лекарственный электрофорез. Активно используется в детской практике. Часто применяются сосудистые препараты (Эуфиллин, Кавинтон, Магний), рассасывающие средства (Лидаза).
  • Магнитотерапия. Методика, которая основана на воздействии магнитных полей на организм человека. Под их влиянием происходит активация обмена веществ, улучшается кровоснабжение мозга, снижается тонус сосудов.
  • Фотохромотерапия. Метод лечения, при котором происходит воздействие светом на отдельные биологически активные точки или определенные зоны. В результате нормализуется сосудистый тонус, уравновешиваются возбуждения ЦНС, улучшается концентрация внимания, состояние мышц.

Во время комплексной терапии рекомендуется проводить точечный массаж. Как правило, делается он курсами 2-3 раза/год по 10 процедур. Специалистом массируется воротниковая зона, ушные раковины. Очень эффективен расслабляющий массаж, который врачи советуют освоить родителям. Медленные массирующие движения способны привести к уравновешенному состоянию даже самого беспокойного непоседу.

Как уже упоминалось, самая эффективная терапия – психологическая, но для стойкого прогресса может потребоваться несколько лет занятий с психологом. Специалистами применяются:

  • Когнитивно-поведенческие методы. Заключаются в формировании с пациентом разных моделей поведения, выбирая впоследствии самые правильные. Малыш учится понимать свои эмоции, желания. Когнитивно-поведенческие методы помогают облегчить адаптацию в обществе.
  • Игровая терапия. Происходит формирование внимательности, усидчивости в форме игры. Пациент обучается контролю повышенной эмоциональности и гиперактивности. Набор игр подбирается индивидуально с учетом симптоматики.
  • Арт-терапия. Занятия с разными видами искусства снижают тревожность, усталость, освобождают от излишней эмоциональности и негативных мыслей. Реализация талантов помогает маленькому пациенту поднять самооценку.
  • Семейная терапия. Психолог работает с родителями, помогая выработать правильную линию воспитания. Это позволяет понизить число конфликтов в семье, сделать более легким общение всех ее членов.

Видео

vrachmedik.ru


Смотрите также