Нарушение мышления у детей


Диагностика нарушений мышления у детей

Превратить задатки в способности нелегко, но на этом построен весь процесс обучения и воспитания. Мыслительные процессы, которые происходят в коре головного мозга ребенка, определяют его поведение в социуме.

Иногда происходит нарушение мыслительных импульсов, их могут выявить специальные исследования.

Различают такие нарушения мышления у детей школьного возраста: соскальзывание, опора на латентные признаки, разорванность и разноплановость мышления.

Так как мышление – это процесс отражения определенных свойств объектов и связей между ними, то он приводит к появлению представлений об объективной реальности. Когда происходит нарушение этих понятий, может произойти ускорение мышления. Появляется спонтанная быстрая речь, образы быстро сменяют друг друга. Больной может терять на время голос, или он становится хриплым. Врачи ставят диагноз: аффективные расстройства, шизофрения, наркомания.

Инертность мышления — это наоборот замедленные процессы в коре головного мозга, когда ребенок отвечает односложно, голова как будто пустая «без мыслей». Такой вид мышления может возникать при эпилепсии, психопатии, маниакально-депрессивном синдроме.

Непоследовательность суждений может проявиться при сосудистых заболеваниях, травмах, шизофрении у детей. Тогда школьники чередуют правильные и неправильные способы выполнения поставленных задач. Эту форму мышления легко исправить с помощью акцентированного внимания.

Откликаемость у школьников выражается неустойчивостью способа выполнения задач. Когда ребенку дают карточки, он относится к ним как к реальным предметам, пытается поставить их. Теряется чувство временного пространства, забываются имена родственников. Дети быстро откликаются на раздражители и медленно переключаются на другие действия.

Соскальзывание проявляется у школьников при решении задач: адекватно рассуждают, а потом вдруг сбиваются с правильного пути решения, как бы соскальзывают, и вновь возвращаются к правильным, логическим, рассуждениям, не исправляя своей ошибки. Такое может быть при олигофрении, эпилепсии, энцефалитах.

Разноплановость мышления детей проявляется в суждениях, которые протекают в разных плоскостях. Например, больные могут не заботиться о своих родственниках, зато беспокоится о том, что ест их кошка.

Разорванность – мышление, при котором происходят пустые рассуждения. Говорят много, только толку ноль. В речи таких школьников нет смыслового объекта среди кучи предметов.

Бред – это представления и умозаключения, которые не соответствуют реальности. Ребенка тяжело разубедить в его заблуждениях.

У детей могут возникать навязчивые состояния – навязчивые мысли, страхи, сомнения. Например, страх перед числом 13 или постоянное мытье рук, даже когда они чистые.

Родителей, как и педагогов, должны насторожить такие симптомы нарушения мышления у детей, как замедленная речь, заикание, глухой голос, очень быстрая, отрывистая речь, одновременное возникновение множества мыслей, перескакивание в рассказе с предмета на предмет, утеря мыслей в разговоре. Противоречивость суждений, внедрение слов без смысла, отвлекаемость в учебе, тяжелое переживание неудач при обучении, рассеянность, незавершенность мыслей, отсутствие интереса в обучении – это первые сигналы, чтоб обратиться к специалистам и решить проблемы нарушения мышления.

Диагностика нарушений мышления у детей предполагает работу с карточками и обработку данных, полученных при тестовых заданиях.

Ассоциативный эксперимент заключается в следующем: ребенку предлагают назвать первую, пришедшую на ум, ассоциацию на слова, например, «хлеб», «лампа», «красота», «война» и т. д. Далее — проанализировать ассоциации.

Факторы риска нарушения мышления у школьников сводятся, как правило, к следующему: тяжелая наследственность, стрессы, употребление наркотических веществ.

Главное — не упустить момент и помочь ребенку на ранней стадии выявить причины нарушения мышления и откорректировать его работу. Иначе могут быть осложнения и разрыв сознания с реальным миром.

Автор:    

veselajashkola.ru

Вопрос 22. Особенности мышления детей с отклонениями в развитии.

Мышление – это психический процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Нарушение мышления наиболее часто встречается у детей с отклонениями в развитии. Нарушения мышления могут быть разных форм исходя из структуры самого процесса. Итак, выделены следующие нарушения: нарушения операционной стороны мышления; нарушение динамики мышления; нарушение мотивационного компонента мышления. Дети, имеющие особенности в развитии испытывают трудности в системе операций обобщения и отвлечения. Рубинштейн считал, что обобщение есть следствие анализа, вскрывающее существенные связи между объектами и явлениями. Грубым нарушением мышления считается буквальное понимание пословиц и поговорок.

При обследовании детей необходимо учитывать динамику мыслительной деятельности, т.е. цепь умозаключений, переходящих в рассуждения, лабильность, инертность мышления.

Лабильность мышления – это чередование адекватных и неадекватных решений. У умственно отсталых детей встречается подмена логичных связей случайными сочетаниями. Таким образом, они не могут выделить главное.

Инертность мышления – это затруднение переноса способа работы с одного действия на другой. Данная особенность часто встречается у детей с нарушением интеллекта. Нарушение мотивационного компонента мышления и целенаправленность мышления приводит к поверхностности и незавершенности суждений. Дети с нарушением интеллекта очень ограничены в познавательной потребности, целеустремленности для осознания действия не наблюдается, забывает о конечном результате.

Их за­трудняет решение даже простейших, наглядно-действенных за­дач, таких, как объединение разрезанного на 2 — 3 части изображения знакомого объекта, выбор геометрической фигуры, по своей форме и величине идентичной соответствующему имеющемуся на плоскости углублению («почтовый ящик»), и т.п. Дети выполняют подобные задания с большим количеством ошибок после 1 ряда попыток. Причем одни и те же ошибки многократно повторяются, поскольку умственно отсталые дети, не достигнув успеха, обычно не изменяют способа действия.

Наиболее трудными для дошкольников оказываются задания, выполнение которых основывается на словесно-логическом мыш­лении. Многие из них, по существу несложные, оказываются недоступными даже тем детям, которые два-три года посещали спе­циальный детский сад. Если некоторые задания детьми выполня­ются, то их деятельность при этом представляет собой не столько процесс мышления, сколько припоминания.

Так, умственно отсталого дошкольника из старшей группы дет­ского сада спросили, что такое фрукты, какие он знает фрукты. Ребенок уверенно ответил, что это яблоко, груша, апельсин, кон­феты. Названия фруктов многократно повторялись на занятиях по развитию речи. Ребенок их припомнил, однако добавил к этому перечню конфеты как продукт, который он тоже очень любит.

Наглядно-действенные формы мышления наиболее доступны умственно отсталым младшим школьникам. Однако при выполне­нии заданий дети испытывают трудности. Так, им, как и дош­кольникам, трудно сложить несложную разрезанную картинку или правильно заполнить доску Сегена.

Это связано с определенными трудностями, вызываемыми неполноценностью чувственного познания и нарушениями моторной сферы. В младщем школьном возрасте действия детей с предметами часто носят импульсивный характер, не связаны с мыслительной задачей и Не имеют познавательного значения.

Большие трудности вызывают у учащихся I —II классов зада­чи, предусматривающие использование наглядно-образного мыш­ления.

Особенно сложными оказываются задания, требующие от де­тей словесно-логического мышления. Так, имея перед собой цвет­ную картинку, изображающую определенное время года, школь­ники далеко не всегда могут правильно установить отраженные на ней причинно-следственные связи и на этой основе опреде­лить, какой сезон передает рисунок. Они часто не понимают даже несложные, предназначенные для нормально развивающихся дош­кольников тексты, содержащие временные, причинные и другие отношения.

По мере проводимого в школе специального обучения недо­статки мышления учеников корригируются, но не преодолевают­ся полностью и вновь обнаруживаются при усложнении предъяв­ляемых задач. Оказывается, что учащиеся V класса не справляют­ся с заданиями, которые вполне посильны нормально развиваю­щимся третьеклассникам.

Мыслительные процессы у умственно отсталых младших школь­ников протекают весьма своеобразно. Так, выполняемый ими мыс­ленный анализ зрительно воспринимаемого реального предмета или его изображения отличается бедностью, непоследовательно­стью, фрагментарностью. Глядя на объект, ученик называет дале­ко не все составляющие его части даже в тех случаях, когда хоро­шо знает их названия, а также не отмечает многих существенно важных свойств, хотя они ему давно известны. Обычно он говорит о таких частях, которые выступают из общего контура фигуры, не соблюдая при этом какого-либо порядка. Так, рассматривая чуче­ло вороны, дети обычно не упоминают о наличии у нее туловища, но указывают лапы, клюв, когти, голову. В лучшем случае они отмечают величину птицы.

Анализ объектов оказывается более подробным, если он осу­ществляется с помощью взрослого — по его вопросам.

Еще большие трудности испытывают дети при сравнении предметов. Сравнение требует последовательного сопоставления однотипных частей или свойств предметов. Часто дети указывают на различие между объектами, ссылаясь на несопоставимые признаки. Например: «Эта чашка большая, а у этой цветочек синенький. Они разные»

Искажение обобщений часто проявляется у умственно отсталых детей и детей, страдающих шизофренией, т.к. у них появляются случайные ассоциации, вследствие чего они объединяют совершенно разные слова и предметы в группы. Так дети объединяют картинки с изображением чашки, тарелки и цветка в одну группу предметов, относящихся к посуде, потому что они синего цвета.

Характеризуя мышление умственно отсталых детей, следует акцентировать внимание на стереотипности, тугоподвижности данного процесса, его негибкость.

studfiles.net

Нарушение мышления

Нарушение мышления у человека – это расстройство процессов информационной обработки, выявление отношений, связывающих разнообразные явления либо предметы окружающей действительности, отклонения в отражении существенных свойств предметов и в определении связей, которые их объединяют, что порождает возникновение ложных представлений и мнимых суждений об объективно существующей действительности. Выделяют несколько типов нарушения процесса мышления, а именно расстройство динамики мыслительных процессов, патология операционального функционирования мышления и расстройства мотивационно-личностной составляющей мыслительной деятельности. В большинстве случаев, особенности мыслительного оперирования каждого пациента, квалифицировать в рамках одного вида нарушения процесса мышления практически не представляется возможным. Зачастую в структуре патологически измененной мыслительной деятельности пациентов отмечаются сочетания различных видов отклонений, находящихся в неодинаковой степени выраженности. Так, к примеру, расстройство процесса обобщения в ряде клинических случаев сочетается с патологиями целенаправленности мыслительных операций.

Нарушение мышления являются одними из максимально часто встречаемой симптоматики психических заболеваний.

Виды нарушения мышления

Расстройство операциональной функции мыслительной деятельности. Среди основных операций мышления выделяют: абстрагирование, анализ и синтез, обобщение. Обобщение является результатом анализа, который вскрывает основные отношения, связывающие явления и объекты. Различают несколько этапов обобщения: — категориальный этап, заключается в причислении к виду, основываясь на существенных признаках; — функциональный – заключается в причислении к виду, основываясь на функциональных признаках; — конкретный – заключается в причислении к виду, основываясь на конкретных признаках;

— нулевой, то есть операции нет – заключается в перечислении объектов или их функций без намерений обобщить.

Патологии операциональной стороны мыслительного функционирования довольно многообразны, но можно выделить два крайних варианта, а именно понижение уровня обобщения и деформация процесса обобщения.

В рассуждениях больных при понижении уровня обобщения превалируют прямые представления об объектах и событиях. Взамен акцентирования обобщенных свойств пациенты употребляют конкретно-ситуационные соединения, у них наблюдаются сложности в абстрагировании от конкретных элементов. Подобные расстройства могут протекать в легкой форме, умеренно выраженной и сильно выраженной степени. Такие нарушения обычно отмечаются при умственной отсталости, тяжелом течении энцефалита, при органической патологии головного мозга с деменцией.

Можно говорить о понижении уровня обобщения исключительно в том случае, когда такой уровень у индивида был ранее, а потом понизился.

При искажении операциональных процессов обобщения пациенты руководятся чересчур обобщенными свойствами, неадекватными действительным связям между предметами. Отмечается превалирование формальных, мимовольных ассоциаций, а также уход от содержательного аспекта задачи. Такие пациенты устанавливают исключительно формальные, словесные связи, истинное же отличие и похожесть не являются для них проверкой их суждений. Подобные расстройства мыслительной деятельности встречаются у индивидов, страдающих шизофренией.

Психиатрия выделяет два наиболее распространенных расстройства динамики мыслительного функционирования: лабильность и инертность мыслительных операций. Лабильность заключается в непостоянстве тактики выполнения задания. У больных уровень обобщения отвечает их образованности и приобретенному жизненному опыту. Проведенные исследования свидетельствуют, что у испытуемых наряду с верно обобщенными заключениями могут отмечаться заключения, сделанные на основе актуализации случайных связей или базирующиеся на конкретно-ситуационном объединении предметов, событий в группу определенный класс. У индивидов с проявлениями лабильности мыслительного оперирования повышено «реагирование». У них отмечаются реакции на любые случайные раздражители, они вплетают в собственные суждения любой мимоходный стимул из внешней среды, при этом нарушая установленную инструкцию, теряя целенаправленность действий и последовательность ассоциаций.

Инертностью мыслительной деятельности называют выраженную «тугую» подвижность переключения с одной деятельности на иную, сложность в изменении выбранного способа собственной работы. Инертность отношений прошлого опыта, сложности переключения приводят к понижению способности обобщения и уровня отвлечения. Больные не могут справиться с упражнениями на опосредование. Такая патология встречается у индивидов, страдающих эпилепсией или последствиями тяжелых травм мозга.

При патологии мотивационно-личностной составляющей мыслительной деятельности наблюдаются такие проявления, как разноплановость мыслительных операций, резонерство, некритичность, бред.

Разноплановость мыслительных операций проявляется отсутствием целенаправленности действий. Индивид не может классифицировать объекты и события, выделить общие признаки. Наряду с этим у них сохранены, такие операции, как обобщение, сопоставление и различение. Также больные воспринимают инструкции, но не выполняют их. Представления об объектах и суждения о явлениях протекают в различных плоскостях, вследствие чего отличаются непоследовательностью. Систематизирование и отбор предметов может совершаться на основе индивидуальных особенностей восприятия, вкусов индивидов и их привычек. Поэтому объективность представлений отсутствует.

Резонерство можно представить, как нарушение логического мышления, которое проявляется в бессмысленном и пустом многословии.

Индивид ударяется в продолжительные по времени бесконечные рассуждения, которые не имеют определенной цели и не подкреплены никакими конкретными идеями. Речь индивида, страдающего резонерством, характеризуется разорванностью, изобилует сложными логическими конструкциями и абстрактными понятиями. Зачастую больные оперируют терминами, не понимая их значения. Такие индивиды склонны постоянно терять нить рассуждения, а отдельные фразы в длительных рассуждениях нередко абсолютно между собой не связанны и не несут смысловой нагрузки. В большинстве случаев у больных также отсутствует и объект мысли. Философствования индивидов, страдающих резонерством, носят риторический характер. «Ораторам» с подобным нарушением не требуется ответная реакция или внимание собеседника. Данная патология характерна для шизофрении.

Именно признаки, указывающие нарушение логического мышления, обладают огромным значением в диагностике психических недугов.

Некритичность мыслительной деятельности характеризуется ее поверхностностью и незавершенностью. Мыслительный процесс перестает регулировать поведение и действия индивидов и прекращает быть целенаправленным.

Бред проявляется в качестве умозаключения, суждения или представления, не связанного с информацией, которая поступает из окружающей реальности. Для больного соответствие его бредовых идей действительности не имеет значения. Индивид руководствуется своими умозаключениями, вследствие чего отстраняется от реальности, уходя от нее в бредовое состояние. Таких пациентов невозможно уверить в ложности их бредовых идей, они решительно уверены в их соответствии реальной действительности. По своему содержанию бредовые рассуждения отличаются огромным многообразием.

Перечисленные типы нарушения мышления, преимущественно, характерны для умственной отсталости, деменции и шизофрении.

Нарушения мышления при шизофрении

Психический недуг, которому присуще грубое расстройство взаимодействия с окружающей действительностью, именуются шизофренией. Состоянию больных шизофренией может сопутствовать неадекватное поведение, различные галлюцинации и бредовые суждения. Для данного недуга характерен распад внутреннего единства чувств и воли, кроме этого отмечается нарушение памяти и мышления, вследствие чего больной индивид не может адекватно приспособиться к социальной среде.

Шизофрения характеризуется хроническим прогрессирующим течением и имеет наследственную природу.

Описанный психический недуг разрушительно воздействует на личность субъектов, меняя ее до неузнаваемости. Большинство людей ассоциирует шизофрению с галлюцинациями и бредовыми суждениями, однако на самом деле данная симптоматика вполне обратима, а вот изменения в мыслительных процессах и эмоциональной сфере нет.

Нарушение мышления психология рассматривает в качестве наиболее часто встречающегося симптома психических заболеваний, в частности шизофрении. При диагностировании того либо иного психического недуга пси­хиатры зачастую руководствуются наличием одного или нескольких видов патологии мыслительной деятельности.

Основные нарушения мышления имеют формальный характер и заключаются в утрате ассоциативных связей. У индивидов, страдающих шизофренией, изменяется не смысл суждений, а логические внутренние связи суждений. Другими словами происходит не разложение понятий, а нарушение процесса обобщения, при котором у пациентов появляется множество мимолетных, ненаправленных ассоциаций, отображающих весьма общие связи. При прогрессировании заболевания у больных изменяется речь, она становится разорванной.

Для шизофреников характерно так называемое «соскальзывание», заключающееся в резком непоследовательном переходе от одной идеи к другому суждению. Подобное «соскальзывание» пациенты самостоятельно не в состоянии заметить.

В размышлениях пациентов зачастую появляются «неологизмы», то есть они придумывают новые вычурные слова. Таким образом, проявляется атактическое (неконкретное) мышление.

Также у шизофреников наблюдается бесплодное мудрствование, теряется конкретность и обобщенность речи, утрачивается координация между фразами. Больные придают явлениям, чужим высказываниям собственный тайный смысл.

По данным проведенных экспериментов в сравнении с результатами здоровых индивидов, шизофреники лучше распознают раздражители, являющиеся менее ожидаемыми, а хуже – раздражители, более ожидаемые. Вследствие чего отмечается туманность, расплывчивость, замысловатость мыслительной деятельности больных, что провоцирует нарушения психических процессов при шизофрении. Такие индивиды не могут определить значимые связи, наличествующие между предметами, не выявляют второстепенные конкретно-ситуационные свойства, а актуализируют довольно общие, не отображающие реальной ситуации, зачастую поверхностные, мимовольные, формальные признаки.

При шизофрении основные нарушения мышления нельзя рассматривать, не учитывая целостную жизнь личности. Нарушения мыслительной деятельности и личностные нарушения взаимосвязаны.

При шизофрении нарушение памяти и мышления, расстройства внимания, также могут выявляться. Но при отсутствии изменений органического характера в головном мозге данные патологии являются следствиями расстройства мыслительной деятельности.

Нарушения мышления у детей

К окончанию раннего возрастного периода у маленьких индивидов складывается интеллектуальная деятельность, включающая способность к обобщениям, перенесению приобретенного опыта из начальных условий в новые, установлению отношений, наличествующих между предметами путем проведения своеобразных экспериментов (манипуляций), запоминать связи и применять их при решении задач.

Нарушение мышления психология представляет в виде нарушений умственной деятельности, которые возникают при различных недугах или аномалиях развития психики, а также локальных поражениях мозга.

Мыслительные процессы, протекающие в коре больших полушарий мозга малышей, обуславливает их взаимодействие с социумом.

Выделяют следующие типы нарушения мышления у детей: соскальзывание, разорванность и разноплановость, опора на скрытые признаки.

В связи с тем, что мыслительное оперирование – это процесс отображения конкретных признаков объектов, а также отношений, связывающих их, оно ведет к зарождению суждений и воззрений на объективную реальность. Когда наступает расстройство таких представлений, на смену может прийти ускорение мыслительных процессов. Вследствие чего у крох возникает самопроизвольная и быстрая речь, представления быстро меняют друг друга.

Инертность мыслительной деятельности проявляется в замедление процессов, происходящих в коре полушарий. Речь ребенка характеризуется односложными ответами. О таких детях складывается впечатление, слово у них голова «без мыслей» – совершенно пустая. Подобное расстройство мыслительного функционирования может наблюдаться при маниакально-депрессивном синдроме, эпилепсии либо психопатии.

Гораздо большим клиническим значением обладает инертность мыслительных процессов с торможением осмысления, сравнительной скудостью ассоциаций, неторопливой и немногословной обедненной речью.

Инертность мыслительной деятельности ведет к затруднению усвоения больными детьми школьной программы, так как они не в состоянии обучаться в одинаковом темпе со здоровыми малышами.

Разорванность мыслительного функционирования обнаруживается в отсутствии целенаправленности умственной деятельности, нарушаются отношения, устоявшиеся между объектами или представлениями. Порядок мыслительного оперирования искажается, при этом иногда может сохраняться грамматическая структура фраз, что трансформирует речь, лишенную смысла, во внешне упорядоченное предложение. В случаях, когда теряются грамматические связи, мыслительная деятельность и речь преобразуется в бессмысленный словесный набор.

Нелогичность (непоследовательность) рассуждений проявляется в чередовании верных и неверных методов выполнения упражнений. Данную форму нарушения мыслительной деятельности легко исправить посредством акцентированного внимания.

Откликаемость умственного функционирования у детей проявляется изменчивостью способов выполнения упражнений.

psihomed.com

Нарушения мышления (продолжение)

РАССТРОЙСТВА МЫШЛЕНИЯ выражаются в нарушении про­цесса мышления и в патологической продукции мышления.

НАРУШЕНИЯ ПРОЦЕССА МЫШЛЕНИЯ. Ускоренное мышление характеризуется быстрым, облегченным возникновением и сменой мыслей, «ускорением течения представлений» быстрой сменой це­ленаправленности мыслительного процесса из-за ослабленного внимания, поверхностными суждениями, сниженной умственной продуктивностью, речевым хаотичным возбуждением. Внешняя связь идей серьезно не нарушается, однако при особенно сильном ускорении мышления («скачке идей») их последовательность мо­жет расстроиться, они становятся поверхностными, незаконченны­ми, в результате чего возникает маниакальная спутанность. Этот тип расстройства мышления наблюдается при маниакальных фа­зах аффективного психоза.

Заторможенное мышление — замедление темпа течения мыс­лей, бедность представлений, понятий и суждений, малая подвиж­ность целенаправленности мышления, расстройство осмысливания, медленный подбор ассоциаций соответственно поставленной зада­че, длительное застревание на одной и той же идее. Наблюдается при депрессии.

Прерывистость, задержка мыслей (шперрунг) выражается во внезапных провалах, остановках хода мыслей. «Пропадание мыс­лей» может длиться от нескольких секунд до нескольких дней. Характерно для шизофрении.

Сгущение (агглютинация) — сгущение представлений и понятий выражается в слиянии не связанных между собой понятий или слов в одно понятие или слово. Больной шизофренией, имея в ви­ду, что после шока все идет на лад, говорит — «шоколадно».

Символика мышления — замещение, подмена одних понятий другими, сосуществование прямого и переносного смысла поня­тий. Например: «Горе — стрелка, направленная назад», «А — буква в познании материального мира». Символика проявляется также s неологизмах — словотворчестве, где сливаются понятия и слова или же символически замещаются понятия: «донно», «андофит», «клаукс».

Наплыв мыслей (ментизм) — непроизвольное, насильственное возникновение в сознании быстро следующих друг за другом представлений, нецеленаправленный поток мыслей, воспоминаний, чаще бессвязных и плохо запоминающихся. Это могут быть крат­ковременные эпизоды или наплывы, продолжающиеся неопреде­ленно долго. Больные, обычно страдающие шизофренией, воспри­нимают это как внешнее воздействие на психику.

Обстоятельность мышления — медленное, с затрудненным пе­реходом от одной мысли к другой, чрезмерно детализированное, вязкое мышление с топтанием на месте, приведением массы несу­щественных подробностей, неумением кратко формулировать свои идеи, неспособностью переключиться на что-то новое. Встречается при эпилепсии, может быть и у больных с тяжелой умственной отсталостью.

Персеверация мышления — застой, монотонность мышления, постоянное возвращение одних и тех же мыслей, застревание на каком-нибудь представлении, повторение одних и тех же слов, од­них и тех же ответов на различные вопросы. Бывает при эпилеп­сии, органических психозах.

Бессвязное, или спутанное, мышление проявляется в том, что разрушается грамматическая форма фраз, промежуточные звенья между отрывками мыслей выпадают, и речевая продукция стано­вится бессвязной. Типичная форма бессвязного мышления возни­кает на фоне аментивного помрачения сознания, когда нарушается элементарный анализ и синтез, в связи с чем полностью утрачива­ется способность осмысливать окружающее, появляются растерян­ность, повторяющиеся недоуменные вопросы. Иногда при астени­ческой спутанности больные способны улавливать часть ситуации, временами лучше ориентируются в окружающем, отвечают на во­просы; в этих случаях мышление становится более упорядочен­ным. Встречается при токсико-инфекционных, соматогенных пси­хозах и при сумеречном состоянии у больных эпилепсией.

Стереотипии — повторение одних и тех же, часто бессмыслен­ных слов и выражений, обусловленное расторможением словесных автоматизмов. Наблюдается при шизофрении.

Резонерство характеризуется склонностью к пустым, бесплод­ным, основанным на поверхностных, формальных аналогиях рас­суждениям. Это неадекватное реальной ситуации мудрствование, многословность и банальность суждений. Резонерство не конкрет­но, так как оно не связано с прошлым опытом и не основано на реальных представлениях. Вместо цели мышления, которая дол­жна привести к познанию действительности, на переднем плане «рассуждательство». Встречается при шизофрении, эпилепсии, ум­ственной отсталости.

мышление — предыдущая | следующая – навязчивое мышление у детей

Содержание. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста

razvitie-rebenka.pro

6.15.1. Деятельность и мышление человека. Нарушения мышления у детей

Общие закономерности ВНД у человека и животных едины, однако ВНД человека имеет существенные отличия.

А. Целенаправленная планируемая трудовая деятельность ак­тивно изменяет окружающий мир в соответствии с потребностями общества (создание продуктов труда: жилище, орудия производ­ства и т.д.). Труд человека качественно отличается от поведения животных, не имеющего социально-детерминированной направ­ленности. Поведение животных направлено только на приспособ­ление к природе.

Б. У человека имеется образное (конкретное) и абстрактное мышление, у животных - только конкретное. Мышление - это процесс познания и накопления информации и опыта, оперирова­ние знанием, т.е. закодированной с помощью механизмов памяти информацией.

Первая сигнальная система обеспечивает образное (конкрет­ное) мышление и у человека и у животных, вторая - абстрактное мышление только у человека. Ярким примером, свидетельствую­щим об отсутствии абстрактного мышления у животных, является поведение обезьяны в лаборатории И.П.Павлова. Для достижения полезного результата (получение пищи) обезьяна научилась гасить огонь, заливая его водой из бака, который стоял на берегу. Нахо­дясь на плоту, обезьяна должна была гасить огонь водой из озера, но она каждый раз ходила за водой на берег, не подозревая, что вода из озера обладает таким же свойством в тушении огня, что и вода из бака.

Мышление может нарушаться по различным причинам. В част­ности, ряд неврологических заболеваний у детей приводит к слабо­умию; кроме того, в результате поражения нервной системы на ранних этапах онтогенеза наблюдается отставание в умственном развитии. Исключительно важно отличать задержку умственного развития от олигофрении как клинического диагноза. При задерж­ке умственного развития способность ребенка к обучению остается на довольно высоком уровне, поэтому при устранении причин этой задержки и соответствующих педагогических мероприятиях ребе­нок может догнать свой возрастной уровень. При олигофрении, сла­боумии как болезни страдает способность к обучению, ребенок может продвигаться в умственном развитии, но догнать свой воз­растной уровень не в состоянии. Помимо врожденного слабоумия встречается и приобретенное - деменция, которая характеризуется нарастающей утратой приобретенных навыков и высших корковых функций.

Различают три степени слабоумия. Из них самая тяжелая -идиотия, характеризующаяся полным или почти полным отсутст­вием социальной адаптации, отсутствием фразовой речи или речи вообще. В наиболее тяжелых случаях больные нуждаются в посто­янном уходе и совершенно не в состоянии себя обслуживать. Более легкая степень слабоумия - инбецилъность: больные овладевают примитивной речью, элементарными навыками обслуживания и простейшими трудовыми операциями. «Умственный возраст» больных задерживается на уровне 3-5-летнего ребенка. Наконец, наиболее легкая степень слабоумия, постепенно переходящая в ус­ловную норму, - это дебильность. На уровне дебильности ориента­ция в практических, житейских вопросах вполне адекватна, но страдают высшие уровни психики: абстрактное мышление, логиче­ский анализ. Легкие степени дебильности наиболее трудны для диа­гностики и нередко требуют применения специальных психологи­ческих методик.

В. У человека имеются специфические, присущие только ему ти­пы ВНД. Концепция И.П.Павлова о двух сигнальных системах действительности привела его к представлению о специальных че­ловеческих типах ВНД. В основу их деления положены соотноше­ния между первой и второй сигнальными системами. Преобладание первой сигнальной системы над второй характеризует художест­венный тип, при обратном соотношении - мыслительный тип, при их равенстве - средний тип. Художественный тип (преимущест­венно писатели, художники, музыканты) характеризуется цельным восприятием действительности. Мыслительный тип (преимуще­ственно философы, математики) воспринимает окружающую дей­ствительность через словесные сигналы, т.е. дробит ее. Средний тип (промежуточный) характеризуется определенными свойствами мыслительного и художественного типов.

Г. Человек в отличие от животных познает сам себя.

Д. Другие особенности ВНД человека, которые необходимо рассмотреть более подробно: вторая сигнальная система, латера-лизация функций, социально детерминированное сознание.

studfiles.net

Нарушение мышления человека при шизофрении, у детей, виды

Одним из симптомов всех психических расстройств и отклонений является нарушение мышления. Шизофрения тоже сопровождается нарушениями мышления, когда человек может неадекватно воспринимать окружающий мир и, соответственно, совершать немыслимые поступки. Поведение человека меняется, поскольку он неадекватно воспринимает окружающую реальность, что может наблюдаться даже у детей. Различают только виды нарушений мышления.

Шизофрения, согласно мнению специалистов сайта психиатрической помощи psymedcare.ru, имеет множество видов своего проявления, что непосредственным образом влияет на то, как работает мышление у индивида. Все это влияет на поведение и характер личности, которая в определенных обстоятельствах может стать опасной для окружающих. Таким образом, во все века ученые пытались объяснить причины возникновения нарушения мышления при шизофрении, в итоге придя к таким выводам:

  1. Генетическая предрасположенность. Шизофрения – наследственное заболевание, при котором нарушенное мышление передается ребенку в 40% случаев, если болен один из родителей, и в 80% — если оба родителя шизофреники. Также у близнецов может проявиться шизофрения в 60-80% случаев, если они являются однояйцевыми, в 25% — при двуяйцевом зачатии.
  2. Непонимание окружающих людей. Поскольку человек при шизофрении по-особенному смотрит на мир, то его внутреннее состояние еще больше усугубляется, если он замечает, что близкие его не воспринимают.
  3. Гормоны. Если в мозгу будет происходить активная выработка серотонина, тогда она будет влиять на работу нервных импульсов, которые отвечают за развитие психического состояния.
  4. Индивидуальные особенности. Каждый человек сталкивается с травмами, стрессами, болезнями и душевными переживаниями. В зависимости от того, как человек к ним относится, развиваются те или иные отклонения.
  5. Задатки к шизофрении. Изначально у человека могут иметься предрасположенности к развитию шизофрении, которые могут не проявиться, если только на человека не повлияют определенные внешние факторы и обстоятельства.

Что такое нарушение мышления?

Одним из функций мозга является мышление. Его расстройство приводит к существенному изменению восприятия окружающего мира. Таким образом, нарушение мышления – это:

  • Неадекватное восприятие окружающего мира.
  • Нарушение процессов обработки информации.
  • Неспособность выявлять связи между предметами и явлениями.
  • Неспособность выявлять свойства предметов и явлений.
  • Искаженное восприятие реальности.
  • Развитие мнимых и ложных суждений и взглядов человека на окружающую действительность.

Если у человека нарушается мышление, тогда оно неизбежно становится фактором развития психической болезни или отклонения. Человек с нарушенными мыслительными операциями просто неспособен нормально воспринимать мир, поэтому его суждения и поведение тоже становятся неадекватными. Даже если все остальные системы функционируют нормально, человек уже не может адекватно воспринимать и существовать в мире, который представляется ему другим, а не таким, каким есть на самом деле.

Выделяют такие формы нарушения мышления:

Однако специалисты редко могут четко разграничить данные формы, поскольку зачастую у человека проявляются они в совокупности, где преобладает одна, а остальные ее дополняют.

Мышление – динамический процесс обработки информации и восприятия, оценивания, делания выводов. Мышление может меняться в зависимости от того, как работают анализаторы и каким образом информация поступает в мозг. Если говорить о нарушении мышления при шизофрении, тогда проблема кроется в работе головного мозга. Либо неправильно работают его отделы, либо имеются поражения отделов или долей, либо происходит недостаточное насыщение кровью мозга, либо происходит атрофия тканей и пр. Различные причины вызывают отклонения в работе головного мозга, которые нередко возникают в пожилом возрасте.

перейти наверх

Виды нарушения мышления

В зависимости от того, какая именно функция мышления нарушается, возникают определенные виды нарушения:

  1. Операционная функция, которая включает синтез, обобщение, анализ и абстрагирование.

Обобщением называется общность характеристик отдельных предметов, которые могут быть взяты в одну категорию. Обобщение бывает:

  • Категориальное – основываясь на определенных признаках, можно предметы отнести к отдельной категории.
  • Функциональное – предметы объединяются по общему функциональному признаку.
  • Конкретное – предметы относятся к одной категории на основании отдельного признака.
  • Нулевое – перечисление предметов без желания их обобщить.

При нарушении мышления обобщение может стать пониженным или деформированным. При пониженном уровне больной рассуждает о предметах конкретно-ситуационно, поэтому и объединяет их. Можно говорить о таком нарушении лишь тогда, когда ранее его не было у больного. При деформированном (искаженном) обобщении больные рассуждают в общем, находя неестественные связи между предметами.

  1. Динамика функционирования мышления, которая включает лабильность и инертность.
  • Лабильность предполагает, что больной не сможет придерживаться тактики выполнения действия, поскольку будет подвержен мимолетному воздействию случайных факторов. В любой момент человек может отвлечься на другие признаки и свойства явления, из-за чего потеряет целенаправленность, перестанет соблюдать последовательность, нарушит инструкцию выполнения дел.
  • Инертность предполагает, что больному будет трудно переключиться с одной деятельности на другую, быстро сменить действия.
  1. Мотивационно-личностная функция включает такие патологии: некритичность, резонерство, разноплановость, бред.
  • Разноплановость заключается в неспособности человека в одной плоскости рассматривать предметы и явления. В результате этого он не может находить конкретные связи, хотя и способен обобщать. У больных прослеживается непоследовательность действий и неспособность соблюдать инструкции.
  • Резонерство – отсутствие логического мышления, из-за чего человек бессмысленно и пусто размышляет. Такие больные являются хорошими ораторами, которые могут подолгу о чем-то говорить, причем темы затрагиваются самые различные. Используются термины, значение которых не понимается, присутствует разорванность речи.
  • Некритичность предполагает отсутствие регуляторов, которыми бы человек пользовался с целью выявления правильности и целенаправленности своих движений.
  • Бред – это умозаключения и преставления, которые абсолютно не имеют ничего общего с реальностью. Для больного бред является истинным, а все, что происходит вокруг в действительности, — бредом.
перейти наверх

Шизофренией называется психическое заболевание, при котором человек не способен адекватно реагировать и контактировать с окружающей действительностью. При шизофрении нарушается память и мышление, наблюдается неадекватное поведение, галлюцинации и бред, человек не способен подвергать свои эмоции контролю.

Шизофрения является наследственным заболеванием и обладает прогрессирующим течением. В частности шизофрения меняет личность человека до неузнаваемости. Поскольку индивид не способен адекватно воспринимать окружающий мир, он становится неспособным к социализации. При шизофрении:

  1. Бред и галлюцинации можно устранить путем лечения.
  2. Эмоциональную сферу и мышление невозможно вернуть.

Шизофрения проявляется в:

  • Разорванности речи.
  • Отсутствии логики, из-за чего суждения базируются на мимолетных факторах.
  • Соскальзывании с одной идеи на другую, причем больной не замечает резкого перехода.
  • Неологизмах – придумывании новых вычурных слов.
  • Бесплодном мудрствовании.
  • Придавании чужим словам какого-то тайного смысла.
  • Агрессии и вспышках гнева абсолютно на любого человека по непонятным причинам.
  • Галлюцинациях в виде голосов в голове, которые слышит только больной. Они его могут осуждать, издавать приказы или развлекать, общаться с ним.
  • Бреде, когда больной может общаться с несуществующим человеком или нести всякую чушь.
  • Исключении хобби и увлечений, которыми больной ранее увлекался, из своей жизни.
  • Подозрительности и мании преследования, когда больному кажется, что за ним наблюдают, преследуют, пытаются убить и пр.

Нарушение мышления приводит человека к полному отсутствию гигиены и аккуратности. Индивид даже неадекватно воспринимает погодные условия, поэтому может выйти зимой голым, а летом в теплой шубе и шапке.

перейти наверх

Нарушение мышления у детей

У новорожденных детей практически отсутствует мышление и еще не имеет тех форм, которые привычны для взрослого человека. Поэтому нарушение мышления можно отметить по окончанию раннего детского возраста, когда у ребенка уже наблюдаются основные функции мыслительной деятельности:

  1. Возможность переносить имеющийся опыт на новые ситуации.
  2. Склонность к обобщениям.
  3. Проведение манипуляций с предметами, за счет чего ребенок способен устанавливать между ними связи.
  4. Запоминание связей и умение их переносить при решении задач.

Причинами нарушения мышления у детей являются патологии в развитии головного мозга, его поражения или различные недуги. Видами нарушения мышления являются:

  • Разноплановость.
  • Соскальзывание.
  • Разорванность – потеря целенаправленности действий и нарушение связей между объектами. Проявляется в том, что у ребенка развивается бессмысленная речь. У ребенка наблюдается чередование следования и неследования инструкциям при выполнении действий.
  • Опора на скрытые признаки.

При нарушении мышления у ребенка может отмечаться быстрая речи, при которой он перескакивает с темы на тему (при ускорении мышления), или односложность высказываний, ответов (при инертности мышления). В последнем случае про ребенка могут говорить, что у него вообще отсутствуют мысли. Именно инертность не позволяет ребенку усваивать школьный материал в том же темпе, что и здоровые дети, поскольку он очень трудно все запоминает.

перейти наверх

Как в итоге можно устранить нарушение мышления при шизофрении?

Что стало причиной и следствием: шизофрения или нарушение мышления? С чего нужно начинать лечение и на что его направлять? Все эти вопросы решаются врачами в процессе диагностики состояния здоровья больного. Проводятся психиатрические консультации, назначается медикаментозное лечение. В итоге восстановить мыслительные процессы не получится, однако при самом удачном исходе больного можно адаптировать к социальным условиям жизни.

В любом случае, какие бы методы лечения ни применялись, их назначают врачи и следят за динамикой их влияния на больного.

psymedcare.ru


Смотрите также