В чем проявляется сердечная сила


Пушкинские проповеди

Далеко, в дальней стране умерла женщина, которую Пушкин любил. Когда весть об этой смерти дошла до поэта, он написал стихи «Прощание», которые начинаются так:

В последний раз твой образ милый Дерзаю мысленно ласкать, Будить мечту сердечной силой И с негой робкой и унылой

Твою любовь воспоминать.

Остановимся сегодня на словах сердечная сила:

Будить мечту сердечной силой…

Что это такое — сердечная сила? У каждого ли она есть? Пока все были маленькие, ну в пятом классе или в шестом, все мальчишки мерились силами — кто кого переборет, чей верх, кто самый сильный в классе.

Но вот вы становитесь старше и начинаете ценить друг друга по другой силе — по силе ума. Кто умный? Кто умнее? Кто всех умней в классе? А над физически сильными, но глуповатыми подсмеиваются: «Сила есть, ума не надо».

Теперь так будет всю жизнь. Умные, расчетливые, способные предвидеть будут брать верх. Недаром говорится: встречают по одежке, а провожают по уму. Ум кажется нам дороже всего.

И лишь немногие из вас научатся ценить третью силу — сердечную. Лишь немногие поймут, что самая великая человеческая сила — это сила сердечная. И совсем немногие почувствуют эту силу в себе, потому что она дается редким людям.

Физическая сила и сила ума дает человеку верх над другими. Люди соревнуются между собой на олимпиадах — соревнуются в силе, сноровке и уме.

Сердечная сила никакого верха не дает. Соревноваться в сердечной силе невозможно.

Сердечная сила властвует лишь в одном месте во всей Вселенной — во внутреннем мире каждого из нас.

Загляните в себя, всмотритесь, прислушайтесь к себе — есть у вас сила будить, пробуждать мечту? Есть ли у вас сила любить кого-то? Есть ли у вас сила страдать при потере близкого человека или друга?

Сердечная сила — это сила чувства, но не всякого, не всякого! А лишь высокого и благородного. Сердечной силой не строят города, не делают изобретений; она для другого. Она — для человека.

Сердечной силой человек любит другого и возвышает его душу, сердечной силой люди привязываются друг к другу на всю жизнь. Сердечную силу люди тратят, когда надо поддержать товарища или любимого человека. Сердечная сила нужна, чтобы смотреть на людей с любовью, не злобствовать и не завидовать. Иногда у человека иссякают душевные, сердечные силы, или их от природы было мало, или он не умел их развить — и тогда он становится черствым сухарем, которому ничего не дорого и никого не жалко.

Есть упражнения для физических сил, есть упражнения для умственных. Для сердечной силы упражнений нет. И нет приборов, измеряющих ее. Но у каждого в жизни бывают такие минуты, такие обстоятельства, когда приходится собирать все свои сердечные силы, и они всегда находятся у того, кто понимает и ценит их.

Стихотворение Пушкина кончается так: Прими же, дальняя подруга, Прощанье сердца моего, Как овдовевшая супруга, Как друг, обнявший молча друга

Пред заточением его.

1001.ru

Что такое сердечная сила? Сочинение-рассуждение 15.3 - Школьные Знания.com

Задание 1. Укажите номера предложений, в которых представлено только описание. 1. Он не мог никак понять, как эта очаровательная девушка, в огромными

, чистыми, наивными голубыми глазами, может так откровенно лгать. 2. Подаренная Вике сирень стояла в кабинете; проходившая мимо Инна Леонидовна остановилась: белая и фиолетовая, махровая, сирень восхитительно пахла; 3. Диана, тоненькая, небольшого роста, изящная и грациозная, с длинными тёмными волосами, сидела у окна. 4. За окном по-прежнему было серо и уныло, моросил дождик, дул холодный ветер; люди быстро шли, прячась под зонтики. 5. Ночь без конца и края, такая же ночь, какая властвовала в ту пору, когда ни меня, ни этих колосьев, никого ещё не было на Земле, да и сама Земля клокотала в огне, содрогалась от громов, усмиряя себя во имя будущей жизни. 6. Это милое, восхитительное создание с кроткими глазами небесно-голубого цвета и с шёлковыми волнистыми кудрями. 7. Он был худой, высокий, чахоточного сложения, носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу. 8. Волдыреву почему-то стало неловко и, повинуясь какому-то внутреннему влечению, он достал из кармана рублёвку и подал ее чиновнику. 9. А тот всё кланялся и улыбался и принял рублёвку, как фокусник, так что она только промелькнула в воздухе. 10. Этот простор, одинокие кресты и тишина волжского вечера напомнили ему горечь детства, первое приобщение к природе, туманные мечты о творчестве. 11. Солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро. 12. Но в этом неторопливом и ясном повествовании не хватало того, что Крамской образно называл «стрункой, которая могла бы обращаться в песню». 13. Работы современных хохломских мастеров мы можем увидеть на художественных выставках и в экспозициях крупнейших музеев страны. 14. Разбушевавшийся старик все кидал и кидал вслед беглянке обломки скал. 15. Но, к нашему удивлению, все маслята оказались свежие, здоровые, совсем не тронутые червяком. 16. Основное, однако, было сделано: тайна композиции, размещения составных частей была найдена, — великий заволжский простор так хорошо, не теряя своей бесконечности, перемещался в сжатые пределы полотна, церковная громада нисколько не загромождала картину, как бы отодвигаясь вдаль. 17. Тотчас после свадьбы его перевели спать из отцовской спальни на диванчик в гостиную, небольшую комнату возле столовой, убранную синей бархатной мебелью. 18. Он сам стелет себе постельку вечером и сам прилежно убирает, свёртывает её утром и уносит в коридор в мамин сундук. 19. На срезе пня мягкою топкою лежал линялый мох, украшенный тремя или четырьмя кисточками брусники. 20. Он дал справку, распорядился, чтобы написали копию, подал просящему стул – и всё это в одно мгновение. 21. И вдруг у одного блиндажа, у выхода, наталкиваюсь на старое, восемнадцать лет лежалое, а и до тех восемнадцати уже отслужившее ведро. 22. Музыка есть в каждой минуте жизни, и у всего живого есть свои сокровенные тайны, и они принадлежат только той жизни, которой определены природой. 23. Поравнявшись с художником, старуха остановилась, подняла слезящиеся глаза на картину, глубоко вздохнула и задумалась, опираясь на можжевеловый посох. 24. Это был полный румяный мужчина в чесучовой блузе-толстовке, с кудрями до плеч и выпуклыми глазами, сизыми, как слива «венгерка». Задание 2. Выполните полый синтаксический разбор предложения Он был худой, высокий, чахоточного сложения, носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу.

znanija.com

Сила сердца

Если нервная система – «главное управление» нашего организма, то основной его «двигатель» – это, конечно, сердце. Весит оно у взрослого человека в среднем 300 граммов, составляя около 0,4 – 0,6 процента веса тела, а величиной примерно с кулак. Сила сердца довольно велика. Вес сердца и его размеры растут с возрастом быстрей, чем вес и размеры других органов. Сердце новорожденного весит всего 23 грамма и имеет в длину 3,0, а в ширину 3,8 сантиметра. За первые 16 лет вес сердца увеличивается в 10–12 раз, а размеры – в 3 раза. Работает сердце как мощный мотор, обеспечивая циркуляцию крови во всем теле. Чтобы яснее представить себе силу сердца, этого «мотора», обратимся опять к арифметике. За одно сокращение сердце выбрасывает в кровеносные сосуды примерно 60–70 миллилитров крови. В минуту это составит около 4,5 литра, в час – 270 литров, за 30 лет это число возрастет уже до 70 миллионов литров. Таким количеством крови можно загрузить 1500 железнодорожных цистерн! Большой, неустанный труженик, наше сердце требует особой заботы и внимания. Ведь здоровое и сильное сердце нужно не только спортсменам. Оно необходимо каждому человеку, чтобы совершать жизненно необходимую работу, двигаться и, конечно, чувствовать себя всегда молодым и бодрым, способным преодолевать трудности, активно бороться с болезнями. Поэтому, чем больше сила сердца, тем сильнее и сам человек. Рекомендуем прочитать статью про пульс и сердце. Существует мнение, что вялость сердечной мышцы – удел пожилых людей. Это неверно. Сердечная слабость, вялость у пожилых – часто результат беспечного отношения к своему здоровью в молодости. Поэтому надо укреплять свое сердце, тренировать его постоянно и настойчиво. Разумная тренировка – вот главный секрет здоровья, работоспособности, выносливости, спортивных достижений. Почему же не устает наше сердце, непрерывно работая всю жизнь? «Тайна» этого «вечного двигателя» состоит в ритмичности его сокращений. Сердце у человека четырехкамерное: два предсердия и два желудочка. Предсердия и желудочки во время диастолы (расслабления) наполняются кровью, а во время систолы (сокращения) изгоняют ее в сосуды. Диастола желудочков происходит во время систолы предсердий, и, наоборот, желудочки сокращаются в момент расслабления предсердий. Отсюда ритм работы сердца. Если приложить ухо к левой стороне грудной клетки, можно прослушать два звука – тона. Первый тон, мышечный, зависит от колебания стенки желудочков, второй тон, клапанный, вызван захлопыванием клапанов сердца. В среднем весь цикл работы сердца продолжается всего лишь 0,9 секунды: 0,2 секунды длится систола предсердий, 0,3 секунды – систола желудочков (в это время предсердия уже отдыхают). Третий этап – диастола всего сердца, она длится 0,4 секунды. Таким образом, в течение одного сердечного цикла желудочки работают 0,3 секунды, а отдыхают вдвое больше – 0,6 секунды (общая пауза 0,4 секунды и время сокращения предсердий 0,2 секунды). Нетрудно понять, что при нормальном, но слегка замедленном ритме, как это обычно бывает у хорошо тренированных людей, длительность отдыха сердца выше, чем у нетренированных. При учащенном сердцебиении укорачивается время отдыха сердца, продолжительное частое сердцебиение его утомляет, вызывает нарушение кровообращения. Ритм сердца – важный элемент систематической работы. Поэтому каждому стоит «поучиться» у своего сердца. Если работа идет ритмично, без рывков и авралов, но и без даром потерянного времени, с необходимыми паузами для отдыха и занятий спортом, такая работа будет продуктивной и не вызовет переутомления. Поддерживайте силу сердца, занимайтесь спортом, делайте систематические пробежки, избегайте стрессов, ведите здоровый образ жизни и сердечные болезни не будут Вам знакомы! Мы говорили о тренированных и нетренированных людях. Именно тренировка помогает каждому организму выдерживать большую нагрузку, выполнять, казалось бы, непосильную работу. ...В далекие времена древности, в 490 году до нашей эры, персидский царь Дарий во главе стотысячного войска вторгся в Северную Грецию, стремясь распространить власть Персии на свободолюбивую Грецию. Греки решили во что бы то ни стало отстоять свою независимость и до последней капли крови защищать столицу государства – Афины. Афинский полководец Мильтиад дал бой персидским полчищам в 42 километрах от Афин, в Марафонской долине. Несмотря на малочисленность греков, их храбрость, мужество и воля сломили врага и привели к победе – войско царя Дария было разбито наголову. Сообщить эту радостную весть жителям города Афин вызвался воин Фейдиппид. Всего три часа продолжался его бег. Увидя на улицах Афин своих сограждан, он крикнул: «Радуйтесь, мы победили!»– и тут же упал мертвым. Отмечать славную победу греки решили каждый високосный год. Раз в четыре года они стали устраивать большие и торжественные празднества – олимпийские игры. В спортивные состязания включались и соревнования бегунов, в том числе и так называемый марафонский бег на 42,195 километра. Конечно, современные марафонцы не погибают, как погиб воин Фейдиппид: его сердце не выдержало непосильной нагрузки. Как и все спортсмены, они длительно и упорно тренируются, готовясь к соревнованиям. Постоянные тренировки приучают весь организм, и в первую очередь сердце, правильно расходовать силы, использовать все возможные резервы, работать, если надо, с предельной нагрузкой, как это бывает, например, во время спортивных состязаний. ...Когда братья Знаменские выступали в Париже, огромный стадион «Ля Курнев» гудел как потревоженный улей. Заканчивался бег на 10 тысяч метров. Вот бегуны вышли на последний финишный круг кросса в честь газеты «Юманите». Подбадриваемые криками болельщиков, братья почти одновременно первыми разорвали финишную ленточку. Отгремели овации, спортсменов осмотрели врачи, и тогда Георгий шутя попросил подсчитать, сколько же его сердце «перекачало» крови за 30 минут бега на 10 километров. Расчет был очень прост. С каждым ударом сердце выбрасывало примерно 150 миллилитров крови вместо нормальных 60–70. А билось оно тоже вдвое быстрее – 150 ударов в минуту. Так что 22– 23 литра в минуту или 660–690 за полчаса – таков итог работы сердца во время бега. Но и это, оказывается, не предел. Значит, увеличение работы сердца идет и за счет частоты сокращений и за счет увеличения количества крови, перекачиваемой с каждым сокращением сердца. У тренированного человека увеличивается емкость сердца, у нетренированного – только частота его сокращается. Конечно, при этом уменьшается время отдыха сердца, оно очень быстро устает, перестает справляться с нагрузкой. Кроме того, тренированное сердце после интенсивной нагрузки быстро приходит в норму, в то время как сердце, не привычное к физической нагрузке, очень медленно приходит к норме. Ведь насчитай врач у человека после работы пульс 200 ударов в минуту, он немедленно уложит такого человека в постель. И правильно сделает. А у спортсмена такая работа сердца может быть только в момент тренировки или соревнований.

libtime.ru

РАЗБИТЬ ТЕКСТ НА АБЗАЦЫ Что это такое – сердечная сила? У каждого ли она есть? Пока все были - Школьные Знания.com

ЭксШаверма 16.03.2016

Что это такое – сердечная сила? У каждого ли она есть?Пока все были маленькие, ну в пятом классе или в шестом, все мальчишки мерялись силами – кто кого переборет, чей верх, кто самый сильный в классе. Но вот вы становитесь старше и начинаете ценить друг друга по другой силе – по силе ума. Кто умный? Кто умнее? Кто умнее всех в классе? А над физически сильными, но глуповатыми подсмеиваются: «Сила есть ума не надо». Теперь так будет всю жизнь. Умные, расчетливые, способные предвидеть, будут брать верх. Недаром говорится: встречают по одежке, а провожают по уму. Ум кажется дороже всего.И лишь немногие из нас научатся ценить третью силу – сердечную. Лишь немногие поймут, что самая великая человеческая сила – это сила сердечная. И совсем немногие почувствуют эту силу в себе, потому что она дается редким людям. Физическая сила и сила ума дает человеку верх над другими. Люди соревнуются между собой на олимпиадах – соревнуются в силе, сноровке и уме. Сердечная сила никакого верха не дает. Соревноваться в сердечной силе невозможно. Сердечная сила властвует лишь в одном месте во всей Вселенной во внутреннем мире каждого из нас.Загляните в себя, всмотритесь, прислушайтесь к себе – есть у вас сила будить, пробуждать мечту? Есть ли у вас сила любить кого-то? Есть ли у вас сила страдать при потере близкого человека или друга? Сердечная сила – это сила чувства, но не всякого, не всякого! А лишь высокого и благородного. Сердечной силой не строят города, не делают изобретений; она для другого. Она – для человека. Сердечной силой человек любит другого и возвышает его душу, сердечной силой люди привязываются друг к другу на всю жизнь, сердечную силу люди тратят, когда надо поддержать товарища или любимого человека. Сердечная сила нужна, чтобы смотреть на людей с любовью, не злобствовать, не завидовать.

Иногда у человека иссякают душевные сердечные силы, или их от природы было мало, или он не умел их развить – и тогда он становится черствым сухарем, которому ничего не дорого и никого не жалко. Есть упражнения для физических сил, есть упражнения для умственных. Для сердечной силы упражнений нет. И нет приборов, измеряющих ее. Но у каждого в жизни бывают такие минуты, такие обстоятельства, когда приходится собирать все свои сердечные силы, и они всегда находятся у того, кто понимает и ценит их.

5.0

znanija.com

«6 Занятие 1. Входная диагностика Проверяем себя! Текст для прослушивания Что такое сердечная сила? У каждого ли она есть? Пока все были маленькие, мерились силами — кто ...»

6 Занятие 1. Входная диагностика

Проверяем себя!

Текст для прослушивания

Что такое сердечная сила? У каждого ли она есть? Пока все были маленькие,

мерились силами — кто сильнее? Становясь старше, начинаем ценить друг друга по

другой силе — силе ума. Кто всех умней? Ум кажется нам дороже всего. И лишь

немногие научатся ценить третью силу — сердечную, поймут, что это самая великая

человеческая сила. И совсем немногие почувствуют эту силу в себе, потому что она

даётся редким людям.

Сердечная сила властвует лишь во внутреннем мире каждого из нас. Загляните в себя, всмотритесь, прислушайтесь к себе — есть у вас сила любить кого-то? Есть ли у вас сила страдать? Сердечная сила — это сила чувства, но не всякого! А лишь высокого и благородного.

Физическая сила и сила ума дают человеку верх над другими. Есть упражнения для физических сил, есть для умственных. Сердечная сила никакого верха не даёт.

Для неё упражнений нет. И нет приборов, измеряющих её. Но у каждого в жизни бывают такие минуты, когда приходится собирать все свои сердечные силы, и они всегда находятся у того, кто понимает и ценит их. (166 слов) (По С. Соловейчику) Критерии оценивания задания 1 Информация о тексте для сжатого изложения № абзаца Микротема Сила бывает разная: физическая, умственная и сердечная. В зависимости от возраста представление о ценности каждой из них меняется, но лишь немногие научатся ценить самую великую человеческую силу — сердечную, почувствовать которую в себе дано редким людям.

Сердечная сила властвует во внутреннем мире человека, если он способен любить и страдать: это сила высокого и благородного чувства.

Не существует упражнений для развития сердечных сил, их нельзя измерить.

Но когда в жизни бывает необходимо собрать эти силы, они находятся у тех, кто понимает и ценит их.

Ответы к заданиям 2—14 Ответы Ответы № № Прикрывая 2 Неожиданно 457 Попал 21 кабинета директора; кабинет директора 28 Позвать

МОДУЛЬ 1. НАПИСАНИЕ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ

Занятие 2. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров Цель познакомить учащихся с понятием «текст», научить определять тему и главную мысль текста.

–  –  –

I. Анализ содержания задания 1 контрольных измерительных материалов Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст изложения даётся также в книге для ученика. Ученик соотносит звучащий и напечатанный тексты.

Я вспоминаю сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… И никто не сказал: добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты — подлинной теплоты сердца — невозможна душевная красота человека.

И опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Если они не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых — это ценность жизни: чужой, своей, жизни животного мира и растений. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях.

Добрые чувства, эмоциональная культура — это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путём добра — путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен — и человеку в одиночку, и всему обществу в целом.

Материалы для анализа текста изложения Основная тема текста: автор размышляет о значении добра, о том, что без доброты невозможна душевная красота человека.

В первой части текста важно зафиксировать вопрос, который автор задаёт сотням мальчишек и который определяет тему и развитие мысли: каким человеком тебе хочется стать?

Затем даются ответы мальчишек на этот вопрос, где перечисляются ценности и качества, отражающие представление о том, каким должен быть мужчина: сила, бесстрашие, мужество и т. д. Но автор, соглашаясь с тем, что эти качества значимы для мужчины, выдвигает мысль о том, что, по его мнению, сущностным, главным качеством является доброта.

Вторая часть текста раскрывает следующую мысль: доброта должна воспитываться с детства. Автор объясняет, почему чувства добрые закладываются в детстве, как формируется чувство доброты.

Третья часть текста развивает заключительное положение второй части: здесь раскрывается мысль о том, что доброта — это выражение человечности, т. е. человек в той мере является человеком, Занятие 2. Информационная обработка письменных текстов различных 8 стилей и жанров в какой он является добрым. Из этого положения вытекает мысль о том, что человечным человек должен быть не только в отношении к другим людям, но и в отношении ко всему, что его окружает, к живому миру. И следовательно, путь добра является смыслом человеческой жизни.

–  –  –

При втором прослушивании ученики наполняют тезисы более конкретным содержанием. Необходимо обратить внимание учеников на то, что их задача не сводится к стенографической записи, нужно своими словами, близко к тексту передать его содержание.

II. Формирование умений, необходимых для выполнения задания 1 Упражнение № 1. Работа в парах Ответ: 1 — е; 2 — в; 3 — б; 4 — з; 5 — ж; 6 — а; 7 — д; 8 — г.

–  –  –

Упражнение № 4 Тема текста: разные типы работников.

Главная мысль: только те люди, кто шире своей профессии, являются настоящими созидателями.

Автор в своём тексте рассматривает три типа работников, разные типы отношения людей к своей профессии, рассуждает о том, кого можно назвать творцом-созидателем.

Упражнение № 5 Ответы: 1 — 3, 4; 2 — 3; 3 — 4.

III. Домашнее задание

Ответы на задания:

3. Тема текста: автор размышляет о причинах недостаточно высокой успеваемости учеников в школе, анализирует причины, которые не дают школьникам получить достойное образование.

4. Главная мысль текста: автор считает, что главная причина невысокой успеваемости в школе — неумение учеников заинтересоваться учением.

Занятие 3. Сжатие информации

–  –  –

I. Повторение Ответы: 1. оттенок; 2 — 3.

II. Анализ содержания задания 1 контрольных измерительных материалов Знакомство с приёмами сжатия текста.

Приёмы сжатия текста:

1. исключение;

2. обобщение;

3. упрощение.

III. Формирование умений, необходимых для выполнения задания 1 Упражнение № 1. Работа в парах Это упражнение направлено на то, чтобы сформировать навык использования разных приёмов сжатия.

Ответы: 1. — домашние животные; 2. — непогода; 3. — занимался наукой;

4. — трудился/работал; 5. — бездельничал; 6. — преодолевал трудности.

Упражнение № 2

Ответы:

1) Раскопки показали, что древние индийцы занимались животноводством.

2) Сорняки вредят разведению культурных растений.

3) Анна Ахматова называла Осипа Мандельштама блестящим собеседником: он умел слушать.

4) Марк Твен сказал, что в каждом человеке умирает талант.

5) Фольклорные произведения попадали в летопись как исторические документы дописьменного времени.

6) Первобытный человек жил в пещерах без всяких удобств.

7) В Средние века люди считали, что летать может только дьявол.

8) Константинополь был не только городом необыкновенной роскоши, в нём царила и невиданная нищета.

9) В сказках наши братья меньшие ведут себя как люди. Наши предки, наблюдая за животными, воспринимали их как равных себе существ.

10) В истории языка отмечались случаи, когда фразеологизм употреблялся в непривычном значении. Здесь обнаруживается противоречие: с одной стороны, язык стремился к устойчивости, чтобы обеспечить взаимопонимание разных поколений, 10 Занятие 3. Сжатие информации а с другой стороны, язык должен постоянно развиваться.

Упражнение № 3

Модели сжатия отрывков:

1. Рисунки первобытного человека помогают воссоздать историю человечества, дают сведения о важнейших событиях тех времён.

2. На учение Пифагора большое влияние оказала философия и религия Востока.

Во время путешествий учёный познакомился с достижениями математики, которая стала основой его представлений о мировых законах.

3. Работники делятся на три категории — на тех, кто уже своей профессии, кто входит в её рамки и тех, кто шире своей профессии. Эти последние являются созидателями.

4. Астрология возникла в далёкой древности. Она зародилась в эпоху, когда человек не понимал, какие законы управляют жизнью природы.

5. Слова называют явления действительности, которая постоянно меняется.

В многозначных словах одни значения могут утратиться, а другие — появиться. Первоначально слова «колено» и «ухо» были однозначными, затем у них появились новые значения.

6. По мнению лингвистов, развитие языков происходит так: новое поколение из чувства протеста преобразует свой язык, отвергая ценности старшего поколения.

Языковая игра — форма самовыражения, способ обретения личностной свободы.

Упражнение № 4. Проверочная работа

Модель сжатия текста:

Интерес к этимологии зародился ещё в первобытную эпоху, ведь люди уже тогда пользовались языком. На первых этапах развития языка имелись определённые связи между словами. Язык постоянно развивался, пополнялся новыми словами. В процессе словотворчества человек опирался на законы, которые были характерны для языка, т. е. прибегал к методам этимологического анализа.

–  –  –

5. План текста:

1) Характерная черта пушкинской эпохи — потребность в дружбе.

2) Пушкин — выразитель идеалов своего времени.

3) Чаадаев оказал глубокое влияние на Пушкина.

4) Забота о внешности — выражение жизненной философии Чаадаева.

III. Модель сжатого изложения по тексту В. Ванюхина:

На становление личности Пушкина огромное влияние оказала дружба. Потребность в дружбе стала приметой пушкинской эпохи. Всех передовых людей того времени сплотила благородная цель — борьба против крепостного рабства.

Пушкин, верный призванию поэта, выразил идеалы своего времени, он отважно кинулся в бурлящие волны общественной жизни.

Среди многочисленных друзей Пушкина следует выделить П. Я. Чаадаева, который оказал влияние на его взгляды и характер. Чаадаев черпал мудрость не из книг, Занятие 3. Сжатие информации а из жизни. Он участвовал в Отечественной войне и в заграничных походах, всюду проявлял воинскую отвагу. Чаадаев был убеждён, что центром общественной жизни должен стать свободно мыслящий человек.

Поборник независимой личности, Чаадаев много внимания уделял своей внешности. Всегда одевался с изяществом. Но это было не щегольство, а жизненная философия: забота о своей внешности — это проявление общей культуры, ведь человек с чистыми руками не будет делать грязных дел.

12 Занятие 4. Сжатое изложение

–  –  –

I. Повторение Ответы: 1. — 1, 4, 5, 6; 2. приставка ПРИ- обусловлена значением «неполнота действия», безударную гласную в корне можно проверить словом «встать»; 3. — 3;

4. — 1, 4.

II. Анализ содержания задания 1 контрольных измерительных материалов Знакомство с абзацным членением текста.

Абзацное членение отражает развитие мысли: 1) вопрос; 2) ответ на вопрос (назовём его генеральный тезис); 3) конкретизация, пояснение этого тезиса.

Абзац представляет собой относительно самостоятельную, законченную часть текста, которая имеет свою тему (микротему), может быть обозначена с помощью ключевого слова или законченного суждения.

III. Формирование умений, необходимых для выполнения задания 1 Упражнение № 1. Работа в парах Ответ 1: 3.

Ответ 2: 2.

Ответ 3: Любовь и совесть так же естественны и так же необходимы людям, как чистый воздух.

Ответ 4. Любовь и совесть правят миром людей.

Мы не замечаем этого, как не замечаем воздуха. Но когда его не хватает, то мы испытываем удушье. Любовь и совесть — это кислород нравственной атмосферы, в которую мы погружаемся с рождения. (35 слов) Упражнение № 2 Ответ 1: Диалог; Диалог и жизнь; Диалог как сущность жизни; В диалоге с миром и с собой.

Ответ 2:

1. Диалог — старейший литературный жанр, в котором раскрываются силы человеческого ума и сердца.

2. Диалог — сама жизнь, потому что человек постоянно находится в диалоге с миром и с самим собой.

Ответ 3.1: произведения, труды.

Ответ 3.2: выдающийся, великий, бесценный.

Ответ 3.3: Диалог — это не только литературный жанр.

Занятие 4. Сжатое изложение Ответ 4: Диалог — старейший жанр литературы.

В форме диалога написаны выдающиеся философско-художественные произведения. Читая их, мы понимаем, что в общении человека с человеком раскрываются лучшие силы ума и сердца.

Диалог — это не только литературный жанр. Он — сама жизнь, потому что мы находимся в постоянном диалоге с миром и своей совестью.

Упражнение № 3 Ответы: 1. Главная цель жизни; Доброта как смысл жизни; Человеческая сущность;

Растить добро. 2. Увеличивать добро в окружающем нас мире — в этом заключается самая большая цель жизни. 3а. Умение видеть по-доброму окружающий мир — это результат огромной работы духа. 3б. Отказать человеку в помощи — значит потерять человеческое достоинство, проявить равнодушие.

4. Тезисный план:

1. Пожелание добра людям — это выражение нравственной сущности человека.

2. Чтобы уберечь свою душу от равнодушия, надо развивать в себе способность к состраданию и соучастию.

3. Увеличивать добро в окружающем нас мире — в этом заключается цель жизни.

5. Модель текста:

Когда мы говорим друг другу «желаю тебе всего доброго», то выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы желать добра другим.

Умение видеть по-доброму окружающих — это результат огромной работы духа.

Просьба — это порыв души. Отказать человеку в помощи — значит потерять человеческое достоинство, проявить равнодушие. Чтобы уберечь свою душу от равнодушия, которое уродует душу, нужно развивать в себе способность к состраданию и соучастию, уметь отличать человеческие слабости от пороков.

Увеличивать добро в окружающем нас мире — в этом заключается цель жизни.

Жизнь ставит перед человеком разнообразные задачи. Когда он решает их, то становится мудрее, а любовь и дружба в его душе обретают новые силы.

IV. Домашнее задание Ответы: 1. — в; 2. — б; 3. — б.

4. План текста

1) Названия рек — старейшины в мире географических названий.

2) Древние люди боролись за удобные для жизни места.

3) Пришельцы не переименовали названия рек.

4) Два предположения о том, почему пришельцы не меняли названия рек.

5) Реки сохранили свои древние имена.

5. Река — большие потоки, водные дороги.

6. Автор сочетает информативную насыщенность с эмоциональной выразительностью, использует слова высокого стиля («благоговейно» из предложения 6), подчёркнутый анафорой синтаксический параллелизм (предложения 4 и 5), сравнение («как шумная река»). Слова разговорного стиля («перекрестить», «поди» из предложения 9) придают тексту интонацию доверительно-непринуждённой беседы.

14 Занятие 4. Сжатое изложение

II. Ответ:

Имена древних рек — старейшины в мире географических названий. Древние люди, пытаясь найти удобное место для жизни, перебирались с места на место.

Пришельцы, захватывая новые земли, меняли названия почти всех географических объектов, но всегда сохраняли названия рек. Никто не знает, почему они так поступали. Может быть, они боялись обидеть богов этих рек. Может быть, реку трудно было перекрестить, потому что она протекает через разные области и страны. Так или иначе, реки сохраняют свои древние имена.

Занятие 5. Создание сжатого изложения.

Практикум

–  –  –

I. Повторение Ответы: 1. — 3; 2. — бесчисленного; 3. — 1, 2, 4, 5; 4. — 1, 2, 3; 5. — необычный.

II. Практическая работа

Ответы:

1. — 2; 2. — 3; 3. — рано или поздно.

4. Инфантилизм — незрелость, сохранение в психике и поведении взрослого человека свойств, черт, качеств и особенностей, присущих детскому возрасту.

5. Тезисный план:

1) Человек должен спрашивать себя, для чего ему нужны те или иные знания.

2) Жизнь непредсказуема, и никто не знает, какие знания пригодятся в будущем.

3) Вопрос о том, зачем нужны знания, необходимо ставить перед собой, чтобы потом избежать разочарований.

6. Модель сжатого изложения:

Можно ли совершенно одинаково интересоваться разными отраслями наук? Даже разносторонне одарённый человек должен спросить себя: «Это просто интересно или это мне для чего-нибудь нужно?» — и, поняв это, воодушевиться или охладеть.

Чем бы современный школьник ни занимался в будущем, он может и должен представить себя за компьютером. А вот представить себя в пустыне, животный мир которой необходимо выучить к завтрашнему уроку, не так уж легко. Жизнь непредсказуема. Может быть, придётся работать в пустыне, как же тогда без знаний о её животном мире?!

И всё-таки не задавать себе вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, могут только инфантильные люди. Чтобы не жалеть потом о неиспользованном времени, лучше на него ответить как можно раньше.

III. Домашнее задание

Ответы:

1. — 1; 2. Владение всеми ресурсами словарного состава даёт возможность человеку более точно воспринимать и оценивать окружающий его мир. 3. — язык не повернётся; 4. — 1.

5. Тезисный план:

1) Между словами «сподвижник» и «подручный», несмотря на близость значений, существует серьёзная разница.

2) Способность языка точно называть то или иное явление очень важна для ориентации в окружающем мире.

3) Мастерскому владению языком можно учиться, читая произведения великих

doc.knigi-x.ru

О сердечной силе

Нам выпало жить в очень непростое время, когда многие духовные ценности и традиции, на которых воспитаны предыдущие поколения, переосмыслены и даже утрачены. Именно поэтому современному учителю на порядок труднее работать в такой сложной ситуации. Каким должен быть учитель сегодня? Современный учитель должен представлять из себя сплав творчества, ума, богатого внутреннего мира и неистощимой жизненной энергии, и только тогда он сможет донести до детей необходимые знания и умения по предмету. Но ведь учитель не только учит своему предмету!!! Настоящий учитель должен помочь каждому ученику выработать свой правильный, адекватный взгляд на мир, должен развить в ученике добрые чувства. Именно поэтому самым главным качеством современного учителя, на мой взгляд, является сердечная сила.

А что такое ­ сердечная сила? Всем нам понятны выражения «физическая сила», «сила ума». Мы ценим эти качества, считаем, что ум ­ одно из важнейших качеств. Лишь немногие из нас ценят другую силу ­ сердечную. И лишь совсем немногие чувствуют эту силу в себе, поскольку она дается редким людям. Настоящий учитель обладает этой редкой силой сердца. Ведь только сердечной силой, силой чувств, он любит своего ученика. Сердечную силу учитель тратит, объясняя материал. Сердечная сила ему нужна, чтобы поддержать маленького «взрослого» человечка, объяснить ему простые истины жизни в обществе. Сердечная сила нужна учителю для проведения внеклассной работы, когда надо понять каждое детское сердечко, похвалить или пожурить, указать на недостатки или подать руку помощи тем, кто заблудился в классном коллективе или живет в постоянном чувстве страха перед учителем. Иногда у учителя иссякают душевные, сердечные силы, или их от природы было мало, или он не умел их развить ­ тогда он становится черствым «сухарем», которому ничего не дорого и никого не жалко. Тогда из школы выходят молодые люди, забывшие свою историю, свои корни, традиции предков. Тогда вырастает «потерянное поколение», приносящее стране и конкретным людям боль и зло. Именно поэтому спорить с тем, что труд настоящего учителя благороден и прекрасен, совершенно невозможно. Да, школа должна учить, но прежде всего ­ воспитывать.

Справедливо сказано, что «писатель живет в своих произведениях, хороший художник ­ в картинах, скульптор ­ в созданных скульптурах». Безусловно, хороший учитель живет в мыслях и поступках людей; хорошего учителя человек, как правило, не забывает. О таком учителе ученик будет вспоминать всю свою жизнь, рассказывать о нем друзьям и внукам, по нему будет «сверять» свою жизнь, считая его идеалом добра и справедливости. Как хочется, чтобы таких учителей было как можно больше...

В истории русской школы бывали уже периоды, когда общественное мнение вдруг с особым интересом обращалось к школе и вообще ­ к проблемам воспитания. Такой повышенный интерес явственно обозначается и в наши дни. Слово «учитель» должно звучать весомо, но для этого он в глазах людей должен быть Учителем, а не «училкой»; «Учителем», а не «пустынным сеятелем»; «Учителем», пробуждающим в детях мечту, любовь, милосердие и сочувствие. И пусть всем нашим детям всегда достаются хорошие учителя, имеющие то, что нельзя ни измерить, ни развить, ­ имеющие сердечную силу.

Л.А.ТЮНЬКОВА,

учитель литературы

Районной гимназии «Эврика».

gazetaolekma.ru


Смотрите также